Рукоделие. Картины жизни


Из глубины веков повелось, что женское рукоделие было соизмеримо миру в переплетениях человеческого и природного бытия.
Древние богини, управляя жизнью и смертью, пряли, ткали, кроили, держали в руках иголки и нити судеб. Переплетение нитей создавало пространство холста, переплетение судеб – пространство жизни. Считалось, что прялка — дар Божий, данный Еве; и каждая женщина, которая однажды брала ее в руки, становилась той первой, от которой зависело сотворение человека, дома и мира.
Сквозь века нити жизни тянулись из прошлого в будущее. Женские веретена, названные по созвучию со временем, вращались, подгоняя его бег.
Пряжа сматывалась в клубки историй; стежки ложились на полотна и рождали узоры. Нити соединяли события, имена и биографии.
Остановленное вышивкой время заполняло пространство картин, непохожих на жизнь и все же созвучных ей….

В этой истории — женщины-рукодельницы в селах Крыловка, Белое, Михайловка Карасукского района и в городе Карасук (Новосибирская область).
Фото © Валерий Кламм, съемки: июнь 2011
Текст © Ирина Октябрьская

АЛЕКСАНДРА.

В этом году Александре Арсентьевне Куряченко из села Крыловка Карасукского района исполнилось семьдесят девять лет. С мужем Леонидом Марковичем они родили детей, поставили дом, посадили тополя, дождались пятерых внуков и пятерых правнуков.
Среди фотографий живых и умерших в их старом доме висят картины, вышитые крестом.

«Я их жалею, — говорит баба Саня — распределила каждую: кому — какую. Пусть память обо мне будет – какая я была. Больше всех я эту картину люблю. Видите — ехал казак, встретил девушку; она его яблоком угостила, из фартука подала. Приглянулась ему. Потом они поженились, как мы с Леней…
Не могу вам передать, прям в дрожь бросает, как вспомню — как я эту картину вышивала – как ехал казак на коне… Я дояркой работала. Уже четверо детей было. Прибегу с фермы и скорее вышивать. Мать с детьми, я — с вышивкой.
А в передней хате у меня, поглядите, хлопчик висит – мальчик в лодке среди камышей поймал утеночка и в руках держит. Мальчик этот на моего младшего сына похож — Леню. Он в армии погиб под Байкануром. И вот уж тридцать один год прошел, а не могу я его забыть, оторвать от себя не могу. Время хоть и проходит, а не лечит. У меня же все дети темненькие были, а Леня – светленький, как этот хлопчик на картине. Я его так и назвала – Леня. И разговариваю с ним, и плачу. Вот какая картина…
Жалко только, что уж третий год за вышивку не сажусь…»

Старым пальцам не удержать иголку. Глазам не разглядеть переплетения нитей. Но еще помнят руки, как ложились на холстину стежки. Тянулась ниточка за иглой, разматывались клубочки, воспоминания складывались в картины.

НИНА И МАРИЯ

Воспоминания о любви и счастье сохраняют вышивки в доме Нины Николаевны Балоховец – жительницы села Белое.
Нине Николаевне шестьдесят два года. На руках – больной муж, любимые внуки, старый дом.
В доме — картины – «Белла» по произведению Михаила Юрьевича Лермонтова и вечные «Ромео и Джульетта».
Их вышивала мама — Мария Георгиевна – Маша Буцкая, отличница, любимица учителей; в 1947 году в семнадцать лет она вышла замуж за героя фронтовика, родила шестерых детей. Очень любила читать и вышивать. На рукоделье в череде домашних забот оставляла лишь ночи. Учила стихам и узорам старшую дочь Нину, но рано умерла — в сорок четыре года.
Жизнь дочери текла своим чередом – педучилище, замужество, учительство, маленькие брат и сестра, воспитанные вместе с четырьмя родными детьми. Жизнь не поскупилась на испытания, но оставила радость воспоминаний о маминой красоте и радость сотворения красоты в вышивке и слове.
Стихи Нины Николавны похожи на молитвы, которые она произносит перед мамиными картинами:
«Перед мамой встану на колени.
За грехи прощенье попрошу.
Доброту твою, твое терпенье,
Милая, в душе с собой ношу.
На скамейке у дощатого забора
Мать уставшая присядет отдохнуть.
Руки сложит на цветастеньком запоне.
И про нас, детей, захочет вспомянуть»

ЕКАТЕРИНА

Свои рукоделия женщины любят как своих детей, порою с иголкой в руках спасая себя и свой дом. Екатерине Иосифовне Панариной не суждено было дождаться внуков.
Младший сын — инвалид, старший умер в Москве от инфаркта год назад чуть перешагнув за сорок.
С мужем и сестрой Екатерина Иосифовна уже восемь лет живет в селе Михайловке. Сюда, на родину мужа, она приехала, двадцать лет отработав на севере, в Мегионе.
Екатерина Иосифовна, ветврач по образованию, всегда любила рисовать и рукодельничать. Сейчас она районная знаменитость. Ей шестьдесят шесть и уже несколько лет она шьет кукол. Любит ангелов и красавиц в атласе и кружевах. Шьет наряды, рисует лица, вкладывает в них душу. Все куклы ей нравятся и каждая похожа на хозяйку — с яркими голубыми глазами. Их несколько десятков, но большая часть подарена – музею, родным, подругам по клубу «Селяночка», деревенским ребятишкам. Дома остаются лишь самые дорогие, и та, которую сшила после сороковин сына.
Куклы смотрят на хозяйку со стен – смешные и добрые. А она создает все новые и новые лица и поет песни, услышанные в детстве:
«Ничто в полюшке не колышится.
Только грустный напев где-то слышится.
Пастушок напевал песню дивную.
С этой песней вспоминал свою милую».

Простодушие старых песен и новых кукол возвращает в ее душу покой и порядок.
Так повелось из века в век – красота женских рукоделий создает и сохраняет мир. Эта работа не имеет меры в усилиях и не знает цены. Она несет в себе радость творения и попытку противостоять стихии судьбы. Каждый раз в ней возвращается тот же сюжет: полотно жизни ткется на основе, натянутой временем и природой, но никогда не повторяется его узор.

РИТА

Рита Анатольевна Полянская родилась в 1964-м в селе Кочкар в Киргизской ССР. В город Карасук приехала в пятнадцать лет и поступила в педагогическое училище. После окончания, в девятнадцать, вышла замуж, с мужем жила и работала в Казахстане. Там в 1985 году в день Конституции родила сына. Оттуда, в 1986 году провожала мужа и маму на ликвидацию аварии в Чернобыле. Вернулась в Карасук с двумя детьми и тремя «чернобыльцами». Дочка, рожденная в 1988 году, до 18 лет получала пенсию ликвидатора. Потом было заочное отделение Новосибирского пединститута, работа в детском саду, в центре детского творчества и наконец — в музее. Все это время Рита Анатольевна занималась рукоделием. Научилась ему у мамы и бабушки. Всерьез занялась вязанием после первых неудачных родов. С тех пор не выпускала из рук спиц, ножниц и иглы. В последние годы делает яркие сумки, увлеклась вышивкой тесьмой. Больше всего любит вышивать полевые цветы и подсолнухи. Они напоминают ей Украину – родину предков, где она никогда не бывала. У нее нет цели удивить всех своим талантом, просто хочется попробовать – что еще можешь. Кажется, можешь изменить себя и свой мир — изменить по законам красоты: «Знаешь, когда бываешь в степи – вроде голо, вроде ничего красивого. А там межу камушков — маленький цветочек, может желтый, может голубой. Ну и глаз не оторвать – это же красиво. А когда все вокруг серое, серое и вдруг – красивое — становится приятно на душе. И думаешь: Слава Богу, я живу…»

***Материал подготовлен при поддержке Карасукского краеведческого музея и Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН (г. Новосибирск), проект № 25.4 по программе «Историко-культурное наследие и духовные ценности России» и проект №8 по программе междисциплинарных интеграционных исследований СО РАН

У Александры Арсентьевны Куряченко в Крыловке

Александра Арсентьевна и Леонид Маркович

Лёня

Село Белое, учительница Нина Николаевна Балоховец

Нина Николаевна вспоминает маму

Село Михайловка. Екатерина Иосифовна Панарина с мужем

На кухне

Сын

Рита Анатольевна Полянская в полях

Рита в библиотеке краеведческого музея. Город Карасук

Дома у Риты Анатольевны

Гжель из тесьмы

tegories":true,"sharing_enabled_on_post_via_metabox":true},"page_info":{"template":"posts","post_type":""}}; if (typeof(addthis_config) == "undefined") { var addthis_config = {"data_track_clickback":true,"ui_atversion":300,"ignore_server_config":true}; } if (typeof(addthis_share) == "undefined") { var addthis_share = {}; } if (typeof(addthis_layers) == "undefined") { var addthis_layers = {}; }

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *