Передача мыслей на расстоянии

000_17B4853
В Новосибирской области более пяти тысяч школьников учатся, общаясь с педагогом по Интернету. Проект дистанционного образования работает в регионе второй год. Если, например, родители в каком-либо селе не соглашаются, что «детей станут учить через компьютер» и требуют «настоящего учителя», им объясняют: это и будет настоящий учитель, квалифицированный. Или, увы, никакого не будет. Такова реальность сельского образования.

Мошковский район (Новосибирская область), город Новосибирск, 2013
Фото: © Валерий Кламм. Текст и подписи: © Елена Климова

001_17B4630
Проект «Сетевая дистанционная школа» работает в Новосибирской области с 2011 года. Сейчас в проекте, который координирует областной центр информационных технологий (ОблЦИТ), участвуют школы из девяти районов. В каждом районе есть базовая школа, которая и работает удаленно с селами.
002_17B4503
Игорь Яшкин, директор информационно-методического центра Мошковского района: «Наш педагогический университет работает чуть ли не на все отрасли народного хозяйства за исключением образования». В районе сегодня 51 вакансия учителей-предметников. Учить становится некому.
_17B4552
Ирина Корниенко, сетевой педагог сокурской базовой школы, не только ведет уроки дистанционно, но и разрабатывает сама задания для курса:» У меня две межшкольные группы. Я их не вижу. Я пишу им сообщения «Я очень рада видеть вас на уроке», хотя слово видеть беру в кавычки. Два одиннадцатых класса я готовлю к ЕГЭ, это очень ответственно. Бывает так, что ученик урок у меня отработал, получил «три» и пишет мне, обнулите, пожалуйста, урок! Я объясняю, — тебе же очень много придется заново делать! — Нет, обнулите, меня «тройка» не устраивает! Конечно, в выпускном классе детям уже не все равно, что они получат. Но я сравниваю — на обычных уроках, успеваемость ниже. Может быть, им интереснее с компьютером работать, или сама система мобилизует?..»
004_17B4591

005_17B4637
Есть два варианта сетевых уроков. Первый, когда учитель находится тут же, в классе и помогает школьникам усваивать знания из виртуальной сети. Так проходят подготовка к ЕГЭ и испытания закупленного региональным минобразования интернет-ресурса «Телешкола». Второй вариант — учитель за много километров от учеников, координирует занятия.
007_17B4693

008_17B4707
Проверенная тормозная система: набитые на перилах плашки — для предотвращения скоростного спуска
009_17B4610
Игорь Яшкин: «Дети, которые здесь учатся, ничем не хуже тех, кто учится в большом городе. Им
тоже необходимо нормальное полноценное качественное образование. Мы сейчас можем рассуждать про плюсы и минусы дистанционного обучения, но на самом деле альтернативы ему нет. Кроме, разве что, промышленного производства «молодильных яблок». Очень мало к нам приходит молодых специалистов, а задерживается — еще меньше».
010_17B4723

011_17B4948

014_17B4810

015_17B4905
Школьники считают, что на дистанционных уроках им не хватает живого общения.— С учителем лучше. Он может объяснить, пример привести. А компьютер только задания выдает. И улыбнуться или похвалить компьютер не может. Мы с первого класса привыкли по-другому учиться. Если бы мы сразу так занимались, может, нам легче было бы сейчас. Самостоятельно работать трудно. Зато подготовкой к ГИА на компьютере хорошо заниматься, все понятно, и задания интересные.

017_17B4949
В малокомплектной школе села Барлак Мошковского района — 44 ученика. В штате нет учителя физики старших классов. А значит, для ребят нет другого выхода, кроме как изучать предмет, общаясь с педагогом виртуально
_17B4957
Заместитель директора барлакской школы Елена Вихрова: «В чем плюс, спрашиваете? В том, что знания детей проверяет человек, который эмоционально с ним не контактирует. Это важно. У нас эмоциональность высокая, коллективы закрытые, условия для детей тепличные. Я захожу в класс, и дети уже знают, какое у меня настроение. И я знаю, какая у ребенка дома обстановка, и какой к нему нужен подход. Но и ЕГЭ, и ГИА оценивают только знания, это абсолютно безэмоциональная среда. И дети должны к ней привыкать и тренироваться. Они должны быть готовыми к тому, что их встретит за пределами школы
018_17B4965
Учитель географии барлакской школы Татьяна Рау обучает дистанционно ребят из двух соседних деревень
020_17B5060
Игорь Яшкин: «Следующий шаг в развитии дистанционного обучения — профильные классы. В удаленных селах на параллели по одному классу, а в классе несколько человек. Но уже в будущем году в области откроются профильные группы, где смогут учиться дети из совершенно разных школ».
021_17B5081

022_17B5106
Дистанционные технологии используют не только в селе, но и в областном центре. Так, в новосибирской гимназии № 16 по Интернету проводят уроки для начальных классов. Зачем? Чтобы в сильные морозы или в период эпидемии гриппа не рисковать здоровьем детей. Чтобы в субботу вся семья могла выспаться и просто собраться дома. Чтобы заболевший ребенок не отстал от одноклассников
023_17B5114
«Дети собираются в «виртуальном классе» задолго до начала урока, а потом не спешат расходиться. В школе, мол, пообщаться не успевают. И ребята тащат к видеокамерам своих питомцев — собак, кошек, попугаев. А также младших братьев и сестер или, в крайнем случае, любимые игрушки
024_17B5115
Ученица Таисия Коротаева: «Без дистанционного обучения в двадцать первом веке нельзя. В школе мы сидим на уроках, а дома можно в спокойной обстановке поразмышлять над правильным ответом. Но общение в классе все-таки лучше, оно как-то живее».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *