Северная ярмарка


Казалось бы, зачем покупать друг у друга пироги, соленые грибы, и вязаные коврики, которые здесь делают едва ли не в каждом доме? На какой сбыт могут рассчитывать поделки из овощей? Ярмарка в райцентре с названием «Закрома родного края» — не для товарооборота; главное тут – азарт предпринимательства и эмоции. Ее участники радуются происходящему, процесс важнее результата…
Село Северное, Новосибирская область, октябрь 2012
Фото © Ирина Веремеенко, © Валерий Кламм

У нового здания Культурно-досугового центра – подарка нефтяников селу Северное – с утра расставляют палатки и разжигают мангалы, несмотря на промозглый ветер и дождь. В фойе на столах раскладывают булочки и развешивают коврики-«кружки». Нарастает шум и оживление – начинается подготовка к празднику осени – к сельской ярмарке.
Ярмарка — это и базар, и сход, выставка продуктов и огородных диковин, концертная площадка и застолье… Мероприятие с названием «Закрома родного края» — не для товарооборота; главное тут – азарт предпринимательства и эмоции. Удовольствие в глазах ребятишек, уплетающих пироги, испеченных сверстниками; задор участниц ансамбля, распевающих зазывные куплеты; кураж, с которым продавцы расхваливают свой простой товар: свинину и карасей, клюкву и наливку, шали-шарфы-носочки, соленья из погребов, и, конечно, пироги за символическую плату. Под конец праздника шанежками, хрустами, булками угощают просто так – не пропадать же добру….

Первый раз ярмарку в Северном провели в 2007 году на юбилее села. Никакого специального регламента или вступительного взноса. «Просто провели, и видим — всем понравилось, ну и стали каждый год проводить», — говорит Елена Балахонова, методист дома культуры села Верх-Красноярка,- «Ведь людям надо чем-то делиться»
Кого-то из мастеров, кулинаров, фермеров приглашает администрация, кто-то подает заявку по собственной инициативе. Можно прийти на площадь прямо в день мероприятия со своим товаром и включиться в процесс.

На ярмарке представлены учреждения райцентра Северное и ближних сел: Биазинский сельсовет угощает своими пирогами гостей из Верх-Красноярки, те пробуют блины у Гражданцевских; и все по очереди торгуются с коллективом детского сада «Улыбка». Говорят, в прошлых ярмарках участвовали даже гости из соседних районов Новосибирской области, но на этот раз – только «свои».
«Лет тебе сколько, солнце мое? Да мне не для себя, мне для анкеты» — это сотрудники библиотеки снуют в толпе, проводя опрос, выясняя взгляды жителей на проблемы села и их пожелания. Когда еще соберется в одном месте такое количество социально активного населения поселка? Одновременно в большом зале ДК проходит официальная часть: награждают почетными грамотами и премиями, называют цифры, говорят об успехах в сельском хозяйстве… Ярмарка имеет вполне официальное измерение.
«Закрома родного края» — крестьянский по духу праздник, возникает из старинных осенин, советских чествований тружеников села, ярмарочного балагана и сельского торга.
Казалось бы, зачем покупать друг у друга пироги, соленые грибы, и вязаные коврики, которые здесь делают едва ли не в каждом доме? На какой сбыт могут рассчитывать поделки из овощей? Тыква «боксер», украшенная баклажанами, сотрудницы Северного детского сада, ряженые в кошек-мышек, простодушные слоганы вроде «к нам на ярмарку спеши – посмеемся от души» — в пространстве сельской ярмарки все становится жизненным. Ее участники радуются покупкам и происходящему…
В больших городах ежедневно проходят десятки маркетинговых акций, где есть выверенный креатив и стиль — но нет теплоты совместного действа. Ярмарка на селе сплачивает людей, дает возможность живого общения и выхода творческой энергии, которая живет в домах – пой, пляши, дурачься, выставляй на показ рукоделия – на ярмарке все будет уместно; пусть это будет просто и наивно, зато искренне… Возможно, вскоре «Закрома родного края» обзаведутся и бюджетом и официальной программой, но пока все очень по-домашнему — как и должно быть в селе, где все знают всех.
К трем часам фойе ДК пустеет. Только яркие махровые кочаны декоративной капусты остаются лежать на прилавке гардероба. Я уношу банку тыквенного сока – он очень вкусный.

Евгения Щербина

Материал создан при поддержке Института археологии и этнографии СО РАН в рамках программы НИР IX.81.3.3. Коренные народы Сибири и Арктики. Оценка человеческого потенциала: этнодемографический, этносоциальный и этнокультурный аспекты

© Валерий Кламм

© Ирина Веремеенко

© Ирина Веремеенко

© Валерий Кламм

© Валерий Кламм

© Валерий Кламм

© Валерий Кламм

© Ирина Веремеенко

© Валерий Кламм

© Ирина Веремеенко

© Валерий Кламм

© Ирина Веремеенко

© Валерий Кламм

© Ирина Веремеенко

© Валерий Кламм

© Ирина Веремеенко

© Валерий Кламм

© Валерий Кламм

© Валерий Кламм

© Валерий Кламм

© Валерий Кламм

© Валерий Кламм

© Ирина Веремеенко

© Валерий Кламм

© Валерий Кламм

© Валерий Кламм

© Валерий Кламм

© Ирина Веремеенко

© Валерий Кламм

© Ирина Веремеенко

© Ирина Веремеенко

© Ирина Веремеенко

© Ирина Веремеенко

© Валерий Кламм

© Валерий Кламм

© Ирина Веремеенко

© Ирина Веремеенко

0 Comments

  1. Ответить
    Кламм Валерий 22.10.2012

    Начинаем публиковать серию постов из Северного района Новосибирской области: ездили туда в начале октября в компании с Ириной Октябрьской — этнограф (ИАЭТ СО РАН), Ирина Веремеенко — фотограф, Евгения Щербина — стажер (НГУ).
    всего постов будет шесть пока…)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.