Фотополигон представляет: Эмиль Гатауллин


Артём Чернов, руководитель проекта «Фотополигон»:
«На мой взгляд, Эмиль Гатауллин, как и его коллега и единомышленник Алексей Мякишев и несколько талантливых российских фотографов из условного «поколения сорокалетних», вместе делают дело, которое по его истинному достоинству будет оценено нескоро. Может, через пару десятилетий. Когда, возможно, предмет их фотографического исследования либо полностью уйдет в небытие, либо бесповоротно и неузнаваемо трансформируется под натиском реалий ХХI века. Эта тонущая прямо у нас под носом, но незаметная нам Атлантида — глубокая русская провинция, которой расстаться с ушедшим XX веком куда труднее, чем столицам. XX век, как залежалый снег, все ещё медленно тает, вместе с ней.»
фото © Эмиль Гатауллин

На мой взгляд, Эмиль Гатауллин, как и его коллега и единомышленник Алексей Мякишев и несколько талантливых российских фотографов из условного «поколения сорокалетних», вместе делают дело, которое по его истинному достоинству будет оценено нескоро. Может, через пару десятилетий. Когда, возможно, предмет их фотографического исследования либо полностью уйдет в небытие, либо бесповоротно и неузнаваемо трансформируется под натиском реалий ХХI века. Эта тонущая прямо у нас под носом, но незаметная нам Атлантида — глубокая русская провинция, которой расстаться с ушедшим XX веком куда труднее, чем столицам. XX век, как залежалый снег, все ещё медленно тает, вместе с ней.
В последней трети XX века в России были писатели, которых называли «деревенщиками». Шукшин, Астафьев, Абрамов, Солоухин, Распутин — далеко не полный список. Они оставили литературные свидетельства о другой, уже навсегда затонувшей Атлантиде — классической русской деревне, от Полесья до Сибири. Места, где жили поколения их героев, сейчас стоят вымершими. Описанную ими жизнь не вернуть, но в неё легко заглянуть, открыв любую из тех повестей.
Аналогичной когорты писателей, документирующих жизнь нынешних малых российских городов и крупных поселков — не видно. Можно вспомнить лишь несколько имен «рассерженных» молодых драматургов из «Новой драмы». Русская провинция 90-х и 2000-х не очень-то уложена в тексты. Зато талантливо, с любовью и тактом фотографируется.»

Александр Лапин (теоретик фотографии, автор книги «Фотография как…»):

«Свои лучшие фотографии Эмиль сделал во время работы над серией «Грешный человече…», снимая на крестных ходах в разных областях России. Он называет это темой людей, пришедших к вере. «Там люди настоящие, открытые, больше веришь в их искренность», – говорит он.
Сегодня в поисках настоящих людей он садится на поезд, электричку или автобус и оказывается в каком-нибудь маленьком городке, где его никто не знает. Там он снимает свою тему «Провинция».
Нельзя сказать, что другие фотографы это не снимали. Снимали многие, а некоторые спекулировали на этой теме.
Но для Эмиля она органична и по-настоящему своя. Надеюсь, это то, к чему он шел долгие годы.
Он не ищет в своих героях русский дух, который спасет Россию. Вместе с тем, он и не обвиняет их в пьянстве или разрухе. То есть, в его снимках нет политики, нет ответов на стандартные вопросы. По духу, по подходу его серия, скорее, похожа на то, что искал В.Сёмин, снимая в России.
Без спешки, не навязывая свое, он ищет смысл в этой на первый взгляд простой и непритязательной жизни. Очень важен ему этот смысл.»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.