Мы уже были там однажды – одиннадцать лет назад, в экспедиции «Люди на границах»… К камню Ах Тас у хакасской деревни Казановка все также едут из ближних и дальних мест, чтобы, обняв его и попросив Хозяев о помощи, встретиться с силой земли и исцелиться.
Археолог Леонид Ерёмин, создавший в этих краях национальный музей-заповедник, когда-то приехал в Хакасию из Питера, чтобы стать местным и делать важное с точки зрения вечности: «Здесь комфортно жить и не страшно умирать. Здесь прошлая жизнь всегда рядом, и в горах ты не одинок, всегда чувствуешь присутствие».
2013
Фото: © Валерий Кламм. Текст и подписи: © Валерий Кламм, © Ирина Октябрьская
Быть может, это ощущение незримого соседства – ушедших поколений, «горных людей» — делает живущих удивительно равновесными. Музейщики, шаман и его семья, мастерицы-вышивальщицы, четырехкратный экс-зам-министра, молодая певица в инвалидной коляске, начинающий фермер,– все они спокойно и несуетно делают большие и малые дела в потоке без начала и конца….
Этим постом предваряем серию историй из нашего июньского возвращения в Хакасию — фототексты будем публиковать в Родинках в июле, к ноябрю соберем мультимедию (фотокино).
«Сек-сек» — знак уважения духам. Нужно побрызгать крепким напитком в стороны…
Улуг Хуртуях Тас — древнее изваяние, Большая каменная старуха, дарующая плодородие бездетным
Оксана Горбатова, директор музея и жена шамана, показывает фамильный перстень
Евгений Кокошников, заместитель директора Казановского музея. Сменил работу в пром-безопасности на заводе в городе — на деревенскую жизнь и хозяйство: «Хотелось себя испытать»
Валентина Ивановна Тодышева, вышивальщица ковров из села Аскиз
Прокаливание зерен для приготовления толкына
В селе Усть-Таштып
I adore Khakassia! It is so beautiful I have visited over 10 times to see its natural beauty and to visit my friends who live there.