Надежда Кабанен (трое своих детей + четверо приемных) и Елена Колесникова (пятеро своих + семеро приемных) встретились год назад, быстро сдружились-сроднились, говорят — стали как сёстры. И Надя решила перебраться ближе к подруге, переехала со всей семьёй, скарбом и скотом из другого района к ней в поселок Молот — купили дом на той же улице.
Есть здесь еще две таких семьи и плюс еще две — в кандидатах, скоро половина детского населения Молота будут приемными. Подруг-единомышлениц огорчает непонимание соседей — «Куда столько набираете? До денег жадные?».
— Да, нам помогает государство — и оплата, и на детей пособия. Но вы сами попробуйте, легкие ли это деньги?
Коченевский район, Новосибирская область, 2013
Фото и текст © Валерий Кламм
Они мечтают об отдельном поселении, где были бы только приемные семьи.
А пока в Молоте есть два несовместимых «кластера» — их детский и реабилитационный для наркоманов (в нескольких домах взрослых людей от зависимостей на природе отучают).
В доме Колесниковых. Иван вспоминает 1990-е: «Молот раньше был подсобным хозяйством завода «Сибсельмаш». А потом всё рухнуло, нам шесть лет зарплату не платили. Мы скот держали, жена хлеб на продажу пекла..»
Они познакомились на областном фестивале приемных семей в прошлом году. Надежда с семьей тогда жила в Убинском районе.
Володе — шестнадцать, отлично разбирается в технике.
Надежда: «Дети, не думайте — сколько кусков взяли. Просто ешьте»
Муж Александр моложе Надежды на десять лет. Очень не любит фотографироваться.
Дома в Молоте с заводских времен большие, двухэтажные.
Детей берут из приютов и детских домов нередко в сильно запущенном состоянии. Диагнозы, психологические проблемы. Елена вспоминает: «За ними и у прежних родителей не было ухода, и в учреждениях этих. Смотрю — в приюте рядом с малышами зеркала в кроватки поставлены, спрашиваю сестер — зачем? — Говорят, чтоб детям как бы пообщаться было с кем»
В другой деревне и другой семье фотографу по другому поводу рассказали историю: Девочку взяли в приемную семью, в прошлом у нее было много беды — мама-алкоголь, драки и голод, смерти.. В новой школе в порядке психологического тестирования ее спросили — если есть перерождения, кем хочешь быть в следующей жизни? Она сказала — Собакой, они людей спасают… Просто когда мать ее кроху оставляла в нетопленной избе зимой — она залезала греться в конуру к своему единственному близкому существу.
Надя готовится к ремонту в своем новом доме.
Готовимся ехать на покос. Вообще-то хотели завтра, потому что «в понедельник корабли не выходят, мы суеверные», потом перерешили
У Колесниковых. Старшие
Надя: «Конечно, иногда ревнуют они друг дружку — а вдруг кому больше внимания достанется»
Надя кухню еще не развернула в своем доме (два дня назад как переехали), так что на обед все к Елене ходят
«Говорят — два медведя в одной берлоге не уживутся и две хозяйки в одной кухне. А нам ничего»
Иван вспоминает: «Был тут у нас начальник с немецкой фамилией Найн. По-русски значит — НЕТ. Я к нему: давайте телефон нормальный в деревню проведем — Он: нет, будут в район звонить, жаловаться. Я ему: давайте дорогу отремонтируем, в райцентр не выехать. Он: нет, будут ездить, жаловаться. А потом совсем уже, стал народу такое говорить: «Вы у меня, быдло совхозное, будете за тарелку супа работать и помалкивать»… Ну тут у народа терпение и закончилось, убрали его куда-то подальше..
Иван: «Вове шестнадцать, но он уже всё умеет, я за него совершенно спокоен, он не пропадет». Володя поступает в кадетский корпус
Опубликовано http://www.lookrus.com/2013/09/kuda-stolko/
Какое великое дело делают эти, красивые душой люди! Здоровья им и сил!