Художник Сергей Александров играет кукольное представление «Яблоней цвел» на сцене Воскресенского сквера в Омске на второй день Покровской ярмарки. В ящике-вертепе движутся деревянные расписанные фигурки. Звучит сказка Степана Писахова – слова о том, как может расцвести человек, живущий в согласии с миром, и подарить красоту окружающим, если ему не мешать. Веселая фантазия – шутейный разговор о главных российских смыслах.
Фото: © Валерий Кламм. Текст: © Ирина Октябрьская.
Омск, 2013
Театр кукол Сергея Александрова появился в 2011 году. Во сне, на святки пришло понимание того, как жить дальше, чем зарабатывать. Встал, сделал вертеп. Он возник из детских воспоминаний и игр, из живописных практик, опыта росписи церквей и сценографии, из желания писать, зарабатывать, удивлять и радовать.
А больше художник ничего не умеет: что Боженька дал, тем и пользуется…
Стилистика лубка и иконы соединяются в вертепе, как и в живописи художника. Откровения веры, надежды и любви определяют его главные темы, и по воле мастера облекаются в простые образы, за которыми гармония библейских сюжетов и лирика русского фольклора. Живопись соединяется с рисунками слов и смыслов. Они освоены художником и превращены в пожелания, адресованные людям. Есть любимое из Аркадия Кутилова: «Поплачь обо мне – мое сердце в броне»; есть самим придуманное «Держи себя в радости», или «Не рви мне сердце своей красотой» — немудряшие мудрости, востребованные миром в утешение.
Писанные слова оживают в вертепе. Смыслом становится — так рассказать историю, «как раньше храмы расписывали, чтобы люди, не умеющие читать, хотя бы так могли узнать, что там и откуда». Наивная кукольная мудрость удивляет больше глобальных обобщений. Игра становится частью реальности, меняя ее изнутри.
Создав свой кукольный театр, Сергей стал мастером Гильдии вертепщиков.
«Мне нужно зарабатывать. Но я хочу удивлять»
Сергей Александров пишет на продажу миниатюры на деревянной основе, похожие на иконки, где молитву заменяют житейские фразы, волею художника обретающие значение священных истин, потому что нет ничего важнее простой жизни. А еще делает особенные скворечники.
Живопись Сергея Александрова описывают в понятиях архео-арта, наивного искусства. Одна из его работ посвящена русскому омскому поэту Аркадию Кутилову, чьи стихи Сергей знает и любит:
«А в детстве все до мелочей
полно значения и смысла:
и белый свет, и тьма ночей,
крыло, весло и коромысло…
…Как в кровь — молекула вина,
как в чуткий мозг — стихотворенье,
как в ночь июльскую — луна, —
в сознанье входит точка зренья»
С весны до осени Сергей Александров играет «Яблоней цвел» по сказке Степана Писахова. Зимой показывает рождественский вертеп «Царь Ирод» о рождении Иисуса.
Кончается представление «Яблоней цвел» присказкой: «Сказка вся, больше врать нельзя», и лишь художнику немножко можно для красоты и радости.
СЛУШАТЬ СКАЗКУ «ЯБЛОНЕЙ ЦВЁЛ» — ЗДЕСЬ