Великие реки Северной Азии несут свои воды с юга на север, вбирая потоки времени и человеческие судьбы. Люди придумывают карты и мифы, чтобы рассказывать истории этих рек.
Богатырь Альба – устроитель мира и защитник людей в легендарной традиции кетов — решил избавить мир от Смерти
Фотографии: © Андрей Рудаков (Москва), съемка 2003 — Красноярский край
Текст: © Ирина Октябрьская (Новосибирск)
***
Великие реки Северной Азии несут свои воды с юга на север, вбирая потоки времени и человеческие судьбы. Люди придумывают карты и мифы, чтобы рассказывать истории этих рек.
Богатырь Альба – устроитель мира и защитник людей в легендарной традиции кетов — решил избавить мир от Смерти.
Хоседам – владычица дня и ночи распоряжалась смертью, посылая к людям злых духов. Альба погнал Хоседам на север; она и ныне обитает среди льдов, там, где сливаются все реки. В скалах Альба прорубил путь Енисею; девять островов на реке – следы его ног.
У богатыря Альбы был брат; редко он брал в руки оружие, чаще сидел на берегу и наигрывал знакомые напевы. Любимым его местом был каменистый берег Енисея в устье Подкаменной Тунгуски.
В тот день, когда Альба, прорубив скалу, погнал Смерть на север подальше от людей, его брат сидел на крутом яру. Гнался Альба за Хоседам и почти настиг ее, но превратилась она в стерлядь и ушла под воду. Стал богатырь тайменем и уже схватил оборотня, но тут раздались звуки напевной мелодии; всего на мгновенье прислушался Альба, и упустил Хоседам. Вынырнул богатырь, натянул огромный лук и пустил стрелу в грудь брата. Стал берег Енисея красным от крови музыканта.
Тем временем Хоседам поднялась на небо. Поднял Альба свой хорей, ударил оленей и взлетел на небо. Он гнал Хоседам на север. И с тех пор остался на небе след его богатырских саней. Кто-то называет его Млечным путем, а кеты говорят – Альбакан – дорога Альбы.
Предчувствие мифа возникает от блужданий по лоциям и картам Енисея: Алтус, Дубчес, Сандакчес, Панакачет, Почет, Тропончеть – кетские названия притоков одной из самых больших рек Северной Азии, некогда освоенной одним из самых малочисленных и самых загадочных ее народов.
Кеты – коренные жители Енисея, они же — остяки, енисейские остяки, или енисейцы — стали известны миру с ХVII веке с появлением на Енисее российских первопроходцев, а следом и российских фискальных структур. С легкой руки новоселов вошли в просторечный обиход Енисея выражения: «остяцкая лодка», «остяцкий хлеб», «остяцкая печь». Собственное имя народа появилось лишь в ХХ веке как советская административная новация. Слово «кет» — «человек» — стало его основой; «кето» — так мужчины обращаются друг к другу. Есть и другое слово – дэη — «люди»: люди Елогуя, люди береговые и лесовые, люди низовские и верховские; с ХVII века были известны имбаки, земшаки и богденцы – крупные родовые подразделения, объединенные верой в общих предков, героев и покровителей.
С ХVIII века те, кого позднее назвали кетами, являлись объектом специального изучения. Двести лет ученые бились над тайной их происхождения, завещая славу открытий будущим поколениям.
Кеты конца ХIХ – ХХ веков оставались охотниками и рыболовами таежных северных рек, но в их культуре отмечали много южных черт. В облике кетов выделяли европеоидные (арийские), америконоидные, монголоидные черты. Язык кетов сравнивали с языками индейцев и басков; сближали с языками Памира и Кавказа. В конце ХIХ века возникла гипотеза о родстве енисейского языка с языками тибето-китайской группы. Было высказано предположение, что кеты являются потомками древних жителей Тибета, от которых будто-бы вели свое начало и северо-американские индейцы – атапаски. Казалось еще немного – еще одна экспедиция, еще один словарь, и лингвистические загадки будут разгаданы; но кетский язык оставался языком-изолятом, скрывающим тайну происхождения. < Великий норвежский путешественник Ф.Нансен, прошедший по Енисею в 1913 году, считал кетов остатком народа, который до пришествия германцев населял Скандинавию, а еще раньше, быть может, - большую часть Европы. «Впрочем, - писал Нансен, оценивая гипотезы антропологов своего времени, - если даже гипотезы покоятся на шатком основании, народ этот сам по себе в высшей степени интересен и заслуживает более детального изучения, нежели какого удостаивался до сих пор. А главное – енисейские остяки очень быстро вымирают, и общая численность их в наше время всего около 700-900 человек; в лучшем случае не наберется все-таки тысячи». Вымирающий народ, исчезающий язык, гибнущая культура – эти мрачные диагнозы витали над кетами все последнее столетие, подстегивая ученых в стремлении разгадать тайну, спасти народ, сохранить язык. Особенно трагично оценивалось положение кетов в конце ХХ века. Еще в 1970-е годы исчезли с притоков Енисея последние берестяные чумы; ушли из жизни последние шаманы; национальная одежда, оружие, утварь превратились в музейные экспонаты; сузилось языковое и культурное пространство этноса. В последние десятилетия из-за высокой конкуренции в промысловой сфере и несовершенства российских законов сократились возможности для ведения традиционной охоты и рыболовства. Возникла перспектива утраты этнической идентичности – констатировали эксперты. Были созданы многочисленные ассоциации в поддержку коренных малочисленных народов Енисея. Региональные власти ввели специальное пособие – но «кетские деньги» не спасли положения. Об угрозе исчезновения кетов говорили и говорят всюду на Енисее. Сегодня этот маленький народ, как и прежде, рассеян по притокам большой реки: по Елогую, Подкаменной Тунгуске, Сыму. Кеты живут почти в 20 селах по Енисею, но большинство составляют только в двух – в Келлоге и Суломае. В Ярцево, Ворогово, Бахте, Верхне-Имбатском, Верещагино, Бакланихе остались лишь отдельные семьи, многие из которых влачат существование люмпенов. Поселок Суломай, где живет около 200 кетов (более двух третей от общего числа жителей поселка), в 2000-2002 годах был почти полностью снесен ледоходом. Теперь при поддержке Фонда Ф.Нансена для суломайских кетов строит новый поселок миссия христиан-евангелистов Красноярского края; и вновь в разговорах о судьбе кетов - возникают сомнения в настоящем и вопросы о будущем. Они напоминают о печальной перспективе, но статистика упряма.
Численность кетов в Енисейской губернии конца ХIХ века составляла 988 человек; по советской переписи 1959 года они насчитывали 1017 человек, среди которых 786 говорили на родном языке; перепись 1989 года зафиксировала 1113 кетов (в границах СССР), лишь половина из которых считала родным кетский язык; по данным 1993-1994 гг. – в России насчитывалось 1089 кетов, 994 из них проживали в Красноярском крае.
Вопреки всем прогнозам народ сохранял себя, свою численность, имя и язык. Меняя облик, прощаясь с прошлым, забывая старые слова, он все таки жил рядом с рекой, преодолевающей, согласно преданиям, смерть. И потому вновь и вновь появлялись на берегах Енисея истории, подобные той, что произошла здесь в 30-е гг. ХХ века.
В кампанию раскулачивания были выброшены на пустынный берег реки «забайкальцы» — русские крестьяне, высланные из Хабаровского края. В числе ссыльных оказалась маленькая девочка Маша, она попала в детдом, ее старшая сестра – в тюрьму. Девочку взяла к себе кетская семья. Она выросла и стала считать себя кето. Уезжала на родину – на Восток, но вернулась и осталась жить в Келлоге; ее дочь Женя – уже взрослой задумалась о своем национальном имени и приняла его с гордостью, она – кето, как ее дети и теперь уже внуки.
Простые истории, рожденные Енисеем, придают новый смысл мрачным цифрам, заставляя поверить в силу маленького народа. Можно рассуждать о росте смешанных браков, об угрозе ассимиляции и утрате чистоты генофонда, но нельзя отказать народу в праве избавиться от смерти, выгнав ее за пределы человеческой ойкумены, как когда-то это сделал наивный сказочный Альба.
Кетские истории множатся от пристани к пристани; а впереди уже маячит Туруханск. Борт теплохода сменяет борт вертолета. И уже через пару часов кружения над Туруханским районом появляются внизу крыши кетской столицы — поселка Келлог.
Келлог – таежное село, расположенное на высоком берегу Елогуя: брусовые бараки эпохи социализма, новые рубленные дома крепких промысловиков; спутниковая антенна над администрацией; гудящий почти круглые сутки движок; маленькая школа на 72 ученика (59 из них – кеты). Здесь только с нынешнего года начинают преподавать кетский язык, но уже давно в школе есть компьютерный класс; в нем стоят машины, о которых давно забыли на большой земле, но которые исправно служат ученикам Келлога.
В поселке живет 350 человек, в том числе 260 человек, называющих себя кетами; а кроме них есть русские, селькупы, украинцы, буряты, иранцы, татары. На тридцать с лишним полных семей приходится приблизительно столько же неполных.
В летнем Келлоге идет обычная жизнь: кто-то ставит дом, кто-то пьет от безделья, кто-то нянчит детей. Лежат у дизельной электростанции коровы, спасаясь в парах солярки от гнуса. Качаются на воде моторки и маленькие деревянные лодки.
По утрам на реке проверяет снасти Александр Максимович – эвенк по отцу, кето по матери, 48-ми лет, одинокий, судимый; варит рыбу для себя и двух своих собак, коротает дни в ожидании охотничьего сезона. Он сочиняет песни на родном кетском языке – в нем нет прилагательных, но песни получаются очень грустными. В маленькой избушке поэта – только печь, кровать, стол и два стула.
В кетских домах вещи не обременяют людей. Это никого не удивляет. В языке народа живущего рядом с вечно текущей рекой нет слова «всегда», а то, что происходит сейчас — не укладывается в рамки слишком простой дилеммы: «быть, или не быть». Вопрос «что делать» теряет свою позитивную направленность для языка, где существует 500 форм глаголов, и где грамматически различаются действия, направленные на целое и его часть, на мужское и женское, на живое и мертвое. Видимая простота скрывает смыслы, ускользающие от цивилизованного ума.
Ульяна Афанасьевна, из селькупского рода Ириковых, связанных с кетами давним родством, зажигает в чулане керосиновую лампу перед крошечной тряпичной куклой – дангольс — грозным дедушкой. Дедушка лежит на пестрой пуховой подушке, перед ним — маленький столик с едой: до краев налитый стакан с чаем, хлеб и яблоки. Полчаса длится торжественная пауза и только щелкает затвор фотоаппарата. А когда за гостями закрывается дверь чулана, Ульяна Афанасьевна берет дедушку на колени и начинает разговор на родном для него кетском языке. Перекатываются как речные камушки незнакомые слова; и можно лишь догадываться, что речь идет о людях с верховьев, которые пришли с добром и уважением, чтобы узнать о жизни кетов. Потом, как и полагается вдове, Ульяна Афанасьевна доедает угощение дангольса и тот незаметно исчезает в своей коробочке.
Реальность легко уступает место мифу; и рядом с живыми людьми возникают их героические и суровые предки, духи-хозяева леса, реки, зверей и птиц. Рассказывают кеты Келлога, что где-то в районе Осиновского порога замер навечно, превратившись в скалу, великий Альба, сумевший преодолеть смерть.
Ирина Октябрьская,
(Институт археологии и этнографии Сибирского отделения РАН,
Новосибирск)
Я в легком офигении.
Захотелось приехать, и увидеть своими глазами
…и после "приехал-увидел" офигение перейдет в хроническое состояние души)
Впечатляющий репортаж, спасибо!
Спасибо, посмотрела на родные места! все детство жила там.
спасибо,узнала новое=)
Пишу фантастический роман где инопланетяни Дрэм будет жить среди кетовлюбить и иметь свою семью, обряды встречи гостя, "медведя", свадьбы ,похорон, шаманского камления на Нижней Тунгуске и реке Виви, и правда и вымысел,естественно переплетаются, но о кетах всё правдиво.Андрей Клим.На Прозе.ру.
Очень понравилось, но маловато будет.
Светлана здравствуйте!
У меня знакомая из Келлога зовут Ника,училась в 10 году в Красноярске в мед училище
Мы потерялись ,хотел ее найти
Вы не знаете такую?
репортаж делался раньше, вряд ли, но можете попробовать уточнить у Андрея Рудакова — его почта указана в Контактах
Дорогие друзя. Я уже 30 лет собираю газеты и в моей коллекции уже более 6000 экземпляров.Я буду счастлив, если вы можете выслать мне газету вашего районаМне интересует газеты кетском языках.. Желаю вам крепкого здоровья, личного счастья и профессиональных успехов. Мой почтовыйй адресс; YORDAN KIRILOV , TZAR OSVOBODITEL 14 , IHTIMAN 2050 , BULGARIA
Замечательный фото репортаж!