Дядя Володя


Западную окраину заречной части Бийска до сих пор называют Воробьёвкой. В начале ХХ века здесь обосновался и создал кожевенную мастерскую Николай Васильевич Воробьев – выходец из Вятской губернии. И сегодня живет на улице Горького пенсионер Владимир Вячеславович Русанов – потомок фабриканта.

Фото © Валерий Кламм, съемка 2010. Текст © Ирина Октябрьская

Живет в Бийске на улице Горького в доме 147 дядя Володя — пенсионер Владимир Вячеславович Русанов. Старый хозяин старого дома.
Бревна, сложенные в начале века, высокое крыльцо, простые вещи, образцовый порядок. В его семейных альбомах история 7 поколений, 130 лет жизни города, судьбы более чем 120 человек — родословная семьи Воробьёвых. Западную окраину заречной части Бийска до сих пор называют Воробьёвкой.
В начале ХХ века здесь обосновался и создал кожевенную мастерскую Николай Васильевич Воробьев – выходец из Вятской губернии.
В 1906 году, по приглашению барнаульского купца Кашина Михаила Михайловича, Воробьевы приехали в уездный город Бийск. Их историю рассказывала дяде Володе его мать Анна Николаевна – одна из одинадцати детей Николая Воробьева. Семейными преданиями стала история жизни деда Николая.

В семь лет по материнскому обету он был отдан в Соловецкий монастырь. Год там провел, не хотел уезжать, но монахи уговорили. После отдали его в услужение к московскому купцу Фофанову – это была серьезная школа. Раз заставили пацана в доме прибирать. Купец под угол ковра золотую монету положил. Тот нашел, прибежал; «Вот, — говорит, — закатилась, наверное». А Фофанов ему: «Ну, раз нашел, забирай – твоя». Дед ту монету сразу матери отправил. Она в Москву с деньгой и со слезами – «Простите, Христа ради, не удержался мальчишка». Фофанов посмеялся только. Так в те времена купцы учили.

В другой раз поехали на лошадях за Москву. Тут торговый обоз идет. Купец деда посылает: сбегай, узнай: что там. Тот побежал, спрашивает: «Дяденька, что везете. – Рыбу». Прибежал – докладывает. А ему: «А теперь узнай – куда везут». В третий раз отправили спрашивать – почем продавать будут. Бегал дед и на ум мотал. В другой раз, когда к обозу посылали – все сразу называл: что, куда, почем. Фофанов его сильно любил, усыновить хотел, наследником сделать; но мать не оставила.

Когда пришло время, дед Николай женился на Анне Андреевне Бушуевой родом из Перми. Ее сестра Анфиса была замужем за Михаилом Кашиным. Имея связи, купеческую выучку и хорошо зная кожевенное ремесло, решил начать свое дело. О Бийске в то время слава по всей Сибири шла. Богатый был город – купеческий. Здесь большая торговля шла с Монголией, с Китаем, со всей Сибирью. Люди быстро поднимались.

На окраине города, в Заречье, где земля подешевле была, построили завод. Выделывали кожи. Держали конюшню со скаковыми лошадьми. Компаньоном деда стал кто-то из своих — по фамилии Анчуков. Работали в цеху человек десять. Дед всю технологию точно знал. Дотошный человек был. Его тетрадки сохранились. Он всё записывал: как и какой сорт кожи выделывать, как пряники печь. Всех 11 детей – кто, в какой день, во сколько родился — записал. Семья была большая. Крепко роднились. Для детей ничего не жалели. Мама Анна Николаевна музыкальную школу окончила, на фортепиано играла. В Томск в музыкальное училище поступать думала.

В революцию Воробьевы уцелели. Дед все сам советской власти отдал – завод, конюшню, все что имел. Устроился рабочим на мясокомбинате.
В 1923 г. последнего рысака племенного, которого от болезни выходил и от живодерни спас, продал. На деньги вырученные дом большой купил; его в начале века поставили; в нем учительница жила. С тех пор в этом доме на нынешней улице Горького Воробьевы и жили.
Мама Анна Николаевна вышла замуж за Русанова Вячеслава Петровича. Он в Риддере чертежником работал.
Время было неспокойное. В 1932 году по совету знакомого из НКВД дед и родители перебрались в Казахстан. Спасли всю семью. Сын Анны Николаевны и Вячеслава Петровича Русановых Володя родился в 1934 году в Семипалатинске. В 1942 году дед умер. Кладбища с его могилой теперь уже нет. Отец в 1943 году под Витебском пропал без вести. Семья вернулась в Бийск в оставленный дом. Анна Николаевна работала воспитателем детского сада.

Сын Володя в 1950 году поступил в училище на фрезеровщика. Закончил с отличием. Срочную службу отбывал в авиационном полку, сначала в Фергане, потом в Пушкине. Получил специальность авиамеханика. Вернулся из армии в 1956 году; отработал год на химкомбинате; ушел водителем в прокуратуру. С тех пор ничего не менял в своей жизни.
Возил прокуроров города – одного за другим. Со всеми ладил. В 64 года ушел на пенсию. На 75-летие в его доме вся прокуратура гуляла. Водителем был – каких мало. Машину мог с закрытыми глазами разобрать и собрать. Всегда аккуратный, собранный. Не пил, не курил. Жил с матерью. Обихаживал дом и хозяйство. Научился шить, готовить, печь пироги и коврижки. Родственников поддерживал. Но никогда особенно не откровенничал.

И только, когда в 2002 году схоронил на Заречном кладбище мать Анну Николаевну, открыл семейные альбомы; стал рассказывать племяннице Наташе и ее дочери Маше о прошлом семьи, о том, что видел и слышал от людей: от матери, от фронтовиков, возвращавшихся в Бийск из окопов и лагерей, от старых прокуроров и следователей, переживших и 1930-е, и 1940-е и 1950-е гг. Рассказывал и удивлялся: как могли выдержать.

Сияющие глаза в сети морщин. Старая кепочка, аккуратный пиджачок, голубая олимпийка из советских времен. Старый человек вне времени.

На Троицу он идет по Заречному кладбищу, вспоминает тех, чьи имена остались на памятниках. Вот могила старшего Ярузельский – отца бывшего президента Польши; их семьей депортировали в Бийск. Сын до ухода в армию в 1942 году работал на рыбокомбинате. Отец здесь и остался. Тоже натерпелись.
Вот памятник воинам – бийчан и тем, кто погиб в госпиталях. Сколько людей – столько страданий. И дальше – одна за другой истории тех, с кем когда-то встречался. Истории, рассказанные так, как будто сам шел через пересылку; сам лежал в холодной грязи на окраине села, занятого фашистами; мотался по госпиталям. Собственная судьба как будто растворяется в череде человеческих историй и судеб. Память о прошлом, завещанная дедом и матерью, становиться долгом перед живыми и умершими.
Вот и могила матери – «Ну здравствуй, маманя. Вот пришли попроведовать.»

Ирина Октябрьская

***Материал подготовлен при поддержке Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН (г. Новосибирск), проект № 25.4 по программе «Историко-культурное наследие и духовные ценности России» и проект №8 по программе междисциплинарных интеграционных исследований СО РАН, РГНФ 10-01-181108е «Организация и проведение экспедиции по теме «Этнокультурная характеристика сибирского города. Фотопортрет»

Владимир Вячеславович, его племянница Наташа и ее дочь Маша

0 Comments

  1. Ответить
    stesi 14.07.2010

    как же у тебя такие фото живые получаются?????))))

  2. Ответить
    Кламм Валерий 14.07.2010

    close enough — good enough )))
    хорошо может быть только близко.
    люди разрешают мне — быть близко,
    а себе — быть живыми,
    я только кнопку нажимаю)

  3. Ответить
    stesi 15.07.2010

    ну — да, кнопку)))) как же))) видели, знаем)

  4. Ответить
    дедКоля.ru 15.10.2010

    это живая История с большой буквы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.