Программная песня о Родинках :))

Сургутский журнал «60-Я ПАРАЛЛЕЛЬ» опубликовал мою статью «Родинки на карте. Провинциальные фотохроники».
Ее можно теперь прочесть тут — >>>>
Кламыч

РОДИНКИ НА КАРТЕ:
ПРОВИНЦИАЛЬНЫЕ ФОТОХРОНИКИ.

Фотожурналистика, то провозглашая, то оспаривая свою смерть, так или иначе ищет пути своих превращений, думает о формах реинкарнаций.
Одна из возможностей новой жизни для профессии – переход с рынков медиа на поляны локального человеко- и краеведения. И это не только в цеховых интересах.
Территории, города и поселки все очевиднее нуждаются в переосознании себя, в визуальных летописцах современного толка.
Земли и их обитатели хотят видеть себя глазами других, возможно – чтобы заново что-то понять про свою жизнь на своей земле, про важность своего голоса в общей полифонии. А еще хотят рассказать о себе внешнему миру — сильно и убедительно, честно и с достоинством.
***
Я пробовал в жизни много всячины. Самым экзотичным эпизодом из девяностых была операция по купле-продаже трелёвочного трактора (у нас с партнером его не было, но мы знали, где он лежит, и это знание стоило клиенту денег).
А самым поучительным периодом в нулевые было погружение в маркетинг медицины.
Тогда я выучил словосочетание «Интегрированные Маркетинговые Коммуникации», означающие систему рыночных взаимодействий по продвижению товара (услуги, идеи, бренда, территории), не имеющую ничего общего с лобовым рекламным впариванием.

Ключевое слово в системе ИМК – доверие. Отношения доверия требуют искренности сторон, они несиюминутны и подразумевают долговременную заинтересованность партнеров друг в друге.
Это приложимо и к маркетингу регионов и стран, продвижению территорий на рынках географических брендов.
Доверие к территории – это ресурс. Рекламная карамель, помпезные и деньгоёмкие стройки, злободневная риторика такой стратегический ресурс не формируют. Тут уместнее тихие и душевные разговоры, простые и человечные темы, понятные обитателям любого этажа социальных иерархий, жителям любых широт…
Это мы в Новосибирске и делаем – прилагаем.

На стыке живущей в Сети фотожурналистики, профессионального и народного краеведения и ИМК региона в 2009-м возник проект «Родинки на карте» — изначально обозначенный как «фотоблог о малых местожительствах Новосибирской области».
Поначалу ни заказчик проекта – областное Агентство регионального маркетинга (АРМ), ни приглашенный им «для работы по районам» фотограф не понимали до конца, в каких формах может быть реализовано визуальное сопровождение деятельности по продвижению территории, какими могут быть формы представления результатов. После первых выездов на съемки алгоритмы и стратегии стали прорисовываться…

В силу неприемлемости стандартного «витринного» решения (парадные портреты – лаковые достопримечательности – ряженая культура), как и тотальной и неэффективной «фотоинвентаризации земель», организаторы сделали выбор в пользу формирования коллекции шершавых и правдивых фотоисторий «о буднях малых родин, с которых и начинается великая страна, о простых героях в простых обстоятельствах».

И, к нашей радости, это оказалось абсолютным попаданием в точку.
Родинки встали на перекресток интересов, воль и нужд людей, и тех, кто у власти – и далеких от нее, активных делателей жизни – и созерцателей, любителей и профессионалов фотографии – теперь уже из разных регионов..

Провинциальные фотохроники вызывают искренний интерес и у жителей мегаполисов: они видят в описываемой блогом реальности утрачиваемую в суете красоту и правду, видят настоящее.

Региональный фотокраеведческий проект, инициированный маркетинговым агентством, постепенно прорастает в визуальный архив нестоличной России.

В 2003 году я был на фестивале фотожурналистики Visa Pour L’Image во французском городе Перпиньяне. На этом профессиональном празднике о России можно было судить по двум фотокнигам, премьеры которых проходили в книжной лавке фестиваля: Открытая рана / Open wound Стенли Грина из агентства Vu (ужасы Чечни) и Зимнее путешествие / Winter Reise Люка Делохэя (поездка фотографа через Сибирь, населенную преимущественно бомжами, наркоманами и пьяницами).

Я не знал и не знаю страны, которую часто создают в своих образах представители «умирающей фотожурналистики», сознательно играющие со стереотипами евро-американского депрессивного обывателя или им неосознанно следующие, пытающиеся соответствовать формату агентств и изданий или просто выполняющие четко сформулированные задачи.< «Честные свидетели», обличающие проблемы и пороки, невыносимо высокомерны и брезгливы по отношению к человеку, правду о котором они дерзают рассказать. Россия, провинция часто в репортажах чужаков-пришельцев (они могут быть и нашим согражданами) выглядят порой тотальным сумасшедшим домом, населенным уродами, где жизнь – унылый кошмар.< «Родинки на карте» - это другой взгляд на реальность. Я живу в той же стране, много езжу по деревням, небольшим городкам. Жизнь в глубинке всегда была труднее, такова она и сейчас, в городах – больше возможностей, легких денег, наконец. Но я вижу на окраинах географий людей, с достоинством переживающих трудности, обстраивающих мир вокруг себя – и этот мир разноцветен, в нем есть и боль, и радость. Самодельные судьбы таких людей, их терпение и простая мудрость дают силы и надежду. А это вещи всегда нужные человечеству. Родинки – про это. Локальная фотожурналистика соучастия и доверия, исследующая малости и частности отдельной взятой территории или человеческой жизни - и в них погруженная, сочувственно и по-родственному наблюдающая жизнь географически и душевно близкую, будет жить долго и счастливо. < Будет нужна, любима..)

Валерий Кламм,

для журнала «60-я параллель»

0 Comments

  1. Ответить
    Дарья 17.03.2012

    Будет и есть.

    Желаю успехов проекту и спасибо организаторам!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.