Меннониты («немцы-голландцы») переехали в Неудачино с Украины в начале двадцатого века.
Иван Петрович Панкрац родился здесь, как и его жена Зара Гергардовна Нейфельд. У них десять детей и двадцать девять внуков.
Иван Петрович когда-то работал шофером, потом — 35 лет — ветеринарным врачом, а с 2003 года стал меннонитским священником села Неудачино — пресвитером…
Село Неудачино, Татарский район, Новосибирская область, 2011
Фото © Валерий Кламм. Текст, подписи: © Ирина Октябрьская, © Юлия Хлуднева
Зимние сумерки опускаются на село Неудачино. Зажигаются окна домов. На башне у клуба, повторяя круг белой от холода луны, начинает светиться огромный циферблат часов. Башенные часы собрал и установил на площади уже покойный мастер — Абрам Штеффен, предки которого в начале 20 века осваивали Барабинские степи. Немцы-меннониты в 1905 году купили землю у помещика Неудачина и основали здесь село.
Сегодня в общине меннонитов 98 человек взрослых и детей – это пятая часть от всех жителей села. В девяностые годы многие немцы покинули Сибирь. Пенсионер, в прошлом ветеринарный врач и шофер, отец и дедушка большого семейства, почетный гражданин Татарского района Новосибирской области – сибирский немец Иван Петрович Панкрац остался в родном доме. Пятеро его детей живут в Германии, пятеро рядом. Те не хотят возвращаться – там их будущее, эти не хотят уезжать – здесь им свободнее, здесь их родные и прошлое.
В 2003-м Иван Панкрац стал пресвитером. Каждое воскресенье он проводит собрание в молитвенном доме меннонитов. Накануне вечером неторопливо вспоминает прошлое. В его памяти — истории о родословных, уходящих в 18 век Пруссии, о двух веках пребывания меннонитов на Украине, об освоении сибирской целины и депортации.
Старый пресвитер рассказывает о том, как немцы обживали новую родину, как работали, преображая землю, как, не переча власти, данной от Бога, принимали испытания трудармии и спецрежима, скрывали язык и веру. Его простые истории о непростых страданиях возвращают забытые смыслы сложным понятиям выбора и судьбы. Принимая веру, человек принимает судьбу, и несет ответственность за тех, кто делит с ним судьбу и веру.
«Я должен людям, потому что я должен Богу» – этот принцип исповедует пресвитер маленькой общины меннонитов, которая трудится не считаясь с затратами, не оглядываясь, согласно заповедям, на мир, не ввязываясь в бессмысленные пререкания с силой.
На собраниях меннонитов и взрослые, и маленькие поют песни, которые учат терпеливо и без боязни перестраивать данную им жизнь:
Дерзновенье, упованье сохранить бы нам до конца,
чтобы ревностно со старанием нам трудиться для Христа.
По кирпичику, да по камушку терпеливо мы день за днем
устрояем, как по писанию, из себя духовный дом
Простое знание, которое помогает изменить мир и судьбу; простое — как механизм часов, движущих порою очень сложное время.
Материал создан при поддержке МУК «Историко-краеведческий музей имени Н.Я. Савченко г. Татарска Новосибирской области» и Института археологии и этнографии СО РАН (проект № 25.4 по программе »Историко-культурное наследие духовные ценности России»).
Классно! Очень здорлво и интересно!