Заготовка конины в семье Досжановых.
Когда в декабре устанавливаются крепкие морозы, в казахских аулах делают согым – конину заготавливают на зиму. Старики говорят, что когда-то это был большой праздник – точка отсчета нового года – общий день рождения. С осени главный вопрос, который задавали односельчане, был о согыме. Сделал согым — прожил год, обрел надежду на будущий. С тех пор проблем у людей прибавилось, но забота о пище насущной осталась.
Аул Нижнебаяновский, Карасукский район, Новосибирская область, декабрь 2011
фото © Валерий Кламм
текст © Ирина Октябрьская
Когда приходит время, утром во дворе дома собираются родня и соседи. Среди них – касапши – мастера-резаки. Коня двух- трехлетку , которого семья кормила с лета, готовят к забою, валят стреноженного головой на запад – на Каблу, прощаются с ним, просят прощения и с молитвой Бисмилля… – перерезают горло.
С кровью на землю истекает сила. По первому разрезу проверяют брюшину. Сало толщиной в большой палец – повод для гордости и предмет веселого бахвальста хозяина. С первой рюмкой за удачный согым совершается переход из смерти в жизнь.
Тушу разделывают красиво и быстро, не разрушая костей, не оставляя рваных кромок, соблюдая пропорции. Целое делят на части, точно следуя традиции соответствия каждого куска статусу и возрасту человека: бабушке — жанбас, свату — асыкты жилик, тос – снохе… Каждая кость имеет смысл. Разъятая туша соединяет семью, соседей и весь аул. От приглашения на согым не отказываются.
Куурдак – вареное мелко нарезанное мясо положено отведать всем. Вместе с пищей люди обретают благодать и спешат произнести все самые важные слова: «Старикам – чтоб до следующего года дожили, детям, кто в армии – чтобы домой вернулись, кто в институтах или школе – чтобы учились хорошо. Чтобы здоровы все были и старые обиды за столом оставили. Поздравляем вас с хорошим согымом».
Материал создан при поддержке МУ «Карасукский краеведческий музей» Новосибирской области и Института археологии и этнографии СО РАН (проект № 25.4 по программе »Историко-культурное наследие духовные ценности России»).