Интерес к краю и любопытство заманили нас с другом в те места. Поразмыслив над картой, проложили маршрут к истокам Белой. Поздней осенью на «УАЗике» полпути прошли по сухой промерзшей дороге. А как вышли на семисотметровую высоту – пейзаж преобразился. Зима. Все в снегу. В тот год исток Белой искать не стали, завлекла отчего-то другая дорога. Сверток на исток оставили справа. Зато открыли для себя «имение» Абдуллы…
За прошлые годы мы не раз еще бывали в Байсакалово, познакомились с Абдуллой поближе. Живет Абдулла на берегу Агидели без малого четверть века.
– Абдулла, ты же вроде один жил? Женился?
– Жены, они то приходят, то уходят. Эта с той осени здесь. Вторая зима будет. Не каждой нравится глушь.
– А сколько всего жен-то было, Абдулла?
– Тринадцать.
Абдулла спрашивает:
– Когда еще приедешь?
– Может, нынче еще раз, но скорее всего будущим летом.
– Лося к березе привязать?
Знаю, что шутит, но соглашаться боюсь. Абдулле уже семьдесят восемь, однако сил и сноровки у него и на это хватит.
Слуховой аппарат Абдуллы совсем устарел. Никак не можем друг друга понять. Пишу в блокноте: «Абдулла, расскажи о себе» и включаю диктофон.
– Я тептярь. Когда мать померла, мы четверо остались. Отец женился. Эта женщина оказалась плодовитой, каждый год одного мальчика таскал. За три года – три мальчика. Отец помер, утонул. Мы остались семь гавриков. В сорок втором начал на руднике работать, послали крепь возить. Потом лес рубил для Белорецкого завода. Потом ФЗО, фронт. В пятидесятом уволился, приехал с Камчатки, устроился сварщиком на ЧТЗ….
У меня своих детей не было. Я вырастил приемную дочь. Она замуж вышла в Челябинске. Сначала родила мальчика, а потом сразу двух девочек. Я приеду туда – дети болеют. Я говорю: давай в деревню. Не соглашаются. Тогда я сказал: перевезите меня сюда. Они меня перевезли. Дом построил. Все лето дети здесь были, дочь брала отпуск без содержания. У меня тогда пчелы были, мед, сметана – тут без сметаны не садились кушать. Дети выросли здоровые, крепкие, хорошие, уколов им не надо. Вот и остался в Байсакалово. А теперь они меня в Челябинск зовут, бросай, говорят, все и к нам приезжай, а я не хочу туда.
– Абдулла, чего привезти?
– Чего надо, все равно не привезешь.
– Вы нам газет привезите, и побольше, – делает заказ его четырнадцатая жена.
– Про новые законы, про монетизацию льгот пенсионерам?
– Ну, их к шайтану. «Спид-инфо» привезите. Слышите, обязательно!
У Абдуллы опять забарахлил слуховой аппарат, трет пальцем наушник, теребит проводок, а так хочется знать, отчего смеются гости.
– А как Абдулла пенсию получает, привозят?
– Ходит. В Учалы ходит, потом с Учалов в Уразово. Он в двенадцать часов ночи выходит на лыжах. В шесть утра садится в автобус, едет в город. Этим же автобусом возвращается. И на лыжах обратно. В четыре-пять утра дома.
– Представляешь, сутки в дороге, туда и обратно шестьдесят километров ночью по лесу. Это как нам в Индонезию съездить.
– А сколько лет Абдулле?
– Двадцать шестого декабря восемьдесят будет.
– А как он ориентируется ночью?
– А он дорогу знает. Буран заметет, он все знает. И все звери его знают.
Нам всем интересно, как Абдулла ладит со зверьем.
Фануза: «Волки совсем его не боятся, в свою семью принимают. Волки с коровами вместе ходят. Медвежонок приходил к нам. Телят мы поили молоком из корыта. Медвежонку тоже захотелось молока, наверное. Прибежит, быстренько выпьет вместе с телятами, а мать вон там, на горке, ждала его. Телята не боятся его, привыкли. Вырос уже, наверное, сейчас не видать».
«Агидель» – красивое имя у реки
Назовите мне еще хоть одного человека, который, пройдя фронт, выработав трудовой стаж и выйдя на пенсию, вот так взял и ушел доживать свой век в заброшенную деревню. Два десятка лет вдали от людей жить только своим трудом, надеяться лишь на Бога и на себя. Делать все самому и не задавать деревенскому главе вопросы, подобные этим: почему в темное время суток нет света, почему в подъезде, то есть сенях, грязь, почему в доме нет воды, почему до реки снег не расчищен, почему нет хлеба, почему скотина на ветру, а не в стайке, почему навоз не убран, почему, почему, почему… И все эти «почему» Абдулла решает сам.
– Обманывать здесь некого, – говорит он, – а жить за чужой счет невозможно.
Абдулла в одном лице и глава деревни, и ее житель.
«Абдулла, не уезжай. Без Байсакалово твоя душа умрет раньше тела», – расставаясь, написал я ему в блокноте. Отшельник долго вчитывался в текст, потом вырвал листок, вчетверо сложил его, засунул в карман рубашки, застегнул пуговицу, крепко пожал нам всем руки и… вдруг с хитроватым прищуром глаз:
«Эх, попасть бы на рыбалку,
На волшебный водоем.
Изловить бы там русалку,
И зажить бы с ней вдвоем».
….Но на волшебную рыбалку Абдулла так и не собрался. Ему, ветерану Отечественной войны, выделили однокомнатную квартиру в районном центре.
Пришла грустная весть: Абдулла умер. «По моим сведениям — писал знакомый — Абдулла ушел из санатория Ассы пешком в сторону Инзера и потерялся…»
Судьба этого человека, жившего два десятка лет почти в одиночестве, стала как бы частью нашей жизни. Лес не захотел отпускать Абдуллу, а может сама Душа отшельника не в силах была смириться с городской суетой.
«…Жить надо в согласии с Божьим миром, быть у Господа на виду..»
Виктор, большое Вам спасибо за рассказ !!!
Очень сильный человек, преодолел путы цивилизации и вернулся в Природу. Мало кому это дано. Жаль, что мы до сих пор относимся к таким людям, как и к Шукшинским чудикам, снисходительно, свысока, не пытаясь хотя бы поправить свою "цивилизованную" жизнь по его рецептам.
не,
к чудикам — со всем уважением
Сильный человек, с трудной судьбой.
Такие люди заставляют нас задуматься о собственной жизни.
Светлая память Абдулле.
Большое спасибо за рассказ. Очень интересно, задумываешься на смыслом собственной жизни. Появилось желание побывать в тех местах.
Большое спасибо за рассказ. Появилось желание побывать в тех местах.