Уральские марийцы


Марийцы относятся к средним по численности народам России. По данным переписи населения 2010 года в РФ их насчитывалось чуть менее 550 тысяч человек
«Светлый Великий Бог! Мы, простой и смиренный народ, неприметный, будто пеленой дыма сокрытый, просим мира. Мы делаем то, что нужно всем, послушны власти мирской, государственной и власти небесной, потому дай нам смекалку, как сохранить себя такими, какие мы есть». ЭрВел С. Семен (Новиков), отрывок из молитвенных слов, предлагаемых современным городским марийцам.
Фото и подписи © Федор Телков (Нижний Тагил — Екатеринбург)

Все мы знаем, что народ имеет свою государственность — Республику Марий Эл. Однако большая группа марийцев — около 24 тысяч человек проживает далеко от своей столицы Йошкар-Олы – на юге Свердловской области, так называемые «Урал Мари». Их предки мигрировали на Урал еще в XVI веке, избегая насильственной христианизации

Немногим народам на планете удалось сохранить свою уникальную культуру и религию. Несмотря на гонения со стороны царского и советского правительств, сильнейшее влияние православия, ислама, атеизма, мари продолжали тайно проводить моления в своих священных рощах

Моление на Священной горе, расположенной в нескольких километрах от деревни Сарсы Красноуфимского района, 8 июля 2011 года. На молении уральские марийцы приносят в жертву барана белой масти – половозрелого, здорового, без каких-либо изъянов. Далее карты отделяют части важнейших органов животного, нанизывают на веревку и бросают в котел с остальной приготовляемой пищей. Это прошение об общем здоровье людей

Пока карты (жрецы) произносят свои просьбы к богам «гости» моления должны стоять на коленях («хозяева» – те, что отдают барана на заклание). Жрецы просят у богов счастливой жизни, здоровья, благополучия марийскому народу, богатого урожая, чтобы люди не пили и не употребляли наркотиков, чтобы власти принимали нужные и правильные решения

Марийская религия строится на вере в силы природы, неизведанные и могущественные.

Костюмы – это гордость марийских женщин, они шьются вручную и надеваются на праздники. Особенно шикарным считается нагрудник, на котором есть дореволюционные монеты. На некоторых женщинах можно увидеть одеяния, которым уже перевалило за сотню лет, они передаются из поколения в поколение.

Тех, кто умеет правильно шить традиционные костюмы уральских марийцев практически не осталось, лишь очень старенькие бабушки. Сложнейшая вышивка, самотканые полотна, серебряные монеты заменятся теперь на бисер, стразы, ткани с готовыми узороми и алюминиевые кружки.

Праздник в клубе деревни Андрейково, после выступления местного коллектива. Стол накрыт жителями деревни — брага, чай и выпечка. Клуб место, где односельчане могут тепло поговорить, попеть песни.

Еще на Руси одними из самых могущественных ведьм считались марийские. Сегодня колдовство среди марийцев также очень развито. Настолько развито, что порой, соседские ссоры решаются с его применением.

«Ага-Пайрем» в переводе с марийского — «праздник борозды». Праздник проводится после окончания посевных работ. Прежде в это время жрецами совершались языческие ритуалы – вызывали дождь.

Марийские семьи очень большие, а родственные связи крепки, они могут насчитывать свыше 200 человек, между которыми поддерживаются теплые отношения.

Марийский народный ансамбль готовиться к выступлению. Деревня Курки, 10 июня 2012 года.

Дети, окончив школу, как правило, уже не возвращаются на малую родину. Думается, что этот процесс самая большая угроза всем народным культурам, ведь жизнь в городе строится совсем на других ценностях.

Холл средней школы деревни Верхний Потам. На момент съемки (2010 год) этот мальчик был последним первоклассником. Школа находилась на грани закрытия.

Охотники на привале. Окрестности деревни Марийские Карши.

Как и сотни лет назад земля – главный источник жизни марийцев. Каждую весну они начинают новую битву за урожай.

Механики автобазы получают поручения от бригадира. В период посевных работ в гаражах очень много работы, здесь чинится вся техника, работающая в полях.

Кабинет директора крестьянско-фермерского хозяйства «Успех» Айметова Владимира Ивановича, пожалуй, единственного состоятельного человека среди марийцев Свердловской области.

Жители деревни Сарсы очищают оставшийся после посадки картофель от ростков.

Одним из стимулов для работников фермерских хозяйств является осенняя раздача зерна и картофеля. Каждый имеет свой пай, размер которого зависит от того насколько хорошо человек трудился.

Деревня Артимейково (Ачитский р-н, Свердловская область) располагается на реке Ут и насчитывает 52 дома. Некогда богатая: колхозное хозяйство, имевшая школу, множество сельскохозяйственной техники теперь находится в полном запустении, средний возраст жителей около 60, мужчины подрабатывают в соседних более крупных селениях и городах, женщины дома занимаются хозяйством и рукоделием (некоторые шьют национальные костюмы на продажу), дети ездят в школу в соседнюю деревню за 2 км. С самого основания дерени в ней проживают преимущественно марийцы, как и в близлежащих населенных пунктах.

«А че, мы бы тоже так смогли! Все дело в финансовой поддержке. Поддержал бы кто…», — с грустью сказал участник одного из народных ансамблей, когда я завел разговор о 2 месте в «Евровидении 2012» удмуртского коллектива «Бурановские бабушки».

Сегодня появляется зыбкая надежда на местных фермеров. Они своими силами начинают поднимать с заброшенное в перестройку сельское хозяйство. А это значит, что появятся рабочие места, что народ, отчасти, вернется к земледелию, что культура и традиции все-таки будут сохраняться.

«Вот не было ДК у нас в деревне, разворовали его, растащили в перестройку, и деревня почти умерла. Люди перестали друг с другом общаться, озлобились, даже на Новый год не собирались – негде было. А я вот недавно вернулась в родные места, спустя 20 лет, развелась и вернулась. И девочки меня стали просить стать директором ДК, обрадовались. Спасай нас, говорят, — бери все в свои руки…», — рассказывала о себе директор клуба в Андрейково.

Дом Шуматовых – деревня Артимейково. В семье трое детей — старший сын уехал с женой в город, младший пока подрабатывает трактористом, собирается поступать в училище, а потом служить в армии, после чего также уехать из деревни, дочь учится в Екатеринбурге.

Ученица 8 класса школы Верхнего Потама («Потам» — это пояс женского марийского костюма) играет с подругами в мяч. Деревня на данный момент находится в очень тяжелом положении, школа на грани закрытия из-за отсутствия учеников, работы для местного населения практически нет.

Страничка семейного фотоальбома Шуматовых.

12 января в Артимейково праздновали Колядки, древний языческий праздник. Коляды отправляются в путь по деревне. Старожилы рассказывали, что прежде «ряженные» украшали свои головы рогами и шкурами животных.

Наталья Ивановна, Анатолий и Ираида Федоровна гадают, вызывая чертика, задают вопросы о будущем. Деревня Артимейково 12 января 2011 года.

Деревня Марийские Карши, 9 октября 2012 года.

Сегодня уральские марийцы открывают для себя новую страницу – попытки возвращения к истокам, на фоне мощнейшего оттока молодежи в города. Пока сложно сказать к чему приведут эти процессы.

Участницы небольшого марийского танцевального коллектива идут на репетицию. В Екатеринбурге это единственное объединение, где могут встретиться и пообщаться марийцы.

4 Comments

  1. Ответить
    Сергей 15.10.2012

    Отличные фото! Спасибо!

  2. Ответить
    Альберт 08.12.2012

    Оч.понравилась эта серия

  3. Ответить
    КРИСТИНА 24.01.2013

    САЛАМ МАРИ КАЛЫКЛАН, ТАУ ФОТОГРАФИВЛАКЛАН

  4. Ответить
    netpicsa 15.02.2016

    Марийцы относятся к субуральскому антропологическому типу, отличающемуся от классических вариантов уральской расы заметно бо?льшей долей монголоидного компонента

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *