Свет из темной комнаты


Фотограф Валентин Георгиевич Селихов родился в 1938-м в Николаеве, сейчас живет в городе Карасук.
Его дед и отец работали на судостроительном заводе, рисовали, фотографировали.
Камера «Фотокор» и негативы, завораживающие черно-белыми перевертышами, стали одним из главных воспоминаний детства. Свет, заполняющий пространство, притягивал, как неразгаданная стихия…

Карасук, Новосибирская область.
фото © Валерий Кламм, съемки: 2011
текст © Ирина Октябрьская

Фотограф Валентин Георгиевич Селихов родился в 1938-м в Николаеве, сейчас живет в городе Карасук.
Его дед (столяр–краснодеревщик, из рук Сталина получивший в Кремле медаль за доблестный труд) и отец работали на судостроительном заводе, рисовали, фотографировали. Камера «Фотокор» и пачки негативов, завораживающие черно-белыми перевертышами, стали одним из главных воспоминаний детства. Свет, заполняющий пространство, притягивал, как неразгаданная стихия…

Фотографии с детства заполняли родительский дом.
Многое было уничтожено в начале войны. Город Николаев находился в оккупации с августа сорок первого до марта сорок четвертого. Тогда в душе поселился страх за отца – скрывавшегося три долгих года, страх за мать, пытавшуюся среди расстрелов и ужаса спасать семью, страх за сестру, умершую от голода…

И навсегда остались в памяти простенькие стихи второго класса, будто положенные на кадры из черно-белой хроники. На их финальных строчках до сих дрожит голос: «Снежинки с неба и земли смешались в пыль колючую, и все кругом заволокло холодной белой тучею. «Ну что? — сказал старик-мороз дыша метелью колкою. Фашист стоял, дрожал как пес под новогодней елкою».

После небытия военных лет возвращение к дедовскому «Фотокору»-гармошке стало возвращением к жизни. «Это какой-то долг человеческий – оставить память, вроде ты обязан это делать. Это помогало и помогает жить» – говорит Селихов, рассматривая старые снимки.

На фотографиях – история жизни: Николаев, Сахалин — ученик школы-семилетки, матрос буксирного катера, линейный надсмотрщик радиотрансляционных сетей.
В 1956 году выпала командировка в Казахстан. Там в степях под Семипалатинском, где в те годы шли ядерные испытания, устанавливал радиоузлы – на подушке оставил половину волос. И на память привез первый собственный фотоаппарат «Смена».
Второй — ФЭД — приобрел в 1957–м, перед тем, как завербовался на стройку в тот же Казахстан.
В пятьдесят восьмом вернулся на Сахалин уже неплохим фотолюбителем. Устроился столяром, но фотография засела крепко. Изучал технику, сконструировал деревянный фотоаппарат, похожий на дедовский.

Новые аппараты, как пункты в трудовой книжке, становились вехами биографии и времени.
После Сахалина были города Николаев и Новосибирск – фотоаппараты «Киев-3» и «Фотокам», когда женился в 1968- м — работал с «Киевом-10».
В том же году приехал в Карасук: купил «Москву-5», устроился в фотоателье №2 по улице Ленина, стал разъездным фотографом. Работал с «Пентаконом»; осваивал цвет.

В 1969 году родилась дочь Таня, в 1973 – сын Антон. Жена Галя и дети стали помощниками в освоении ремесла, самыми важными и дорогими в жизни моделями.

Постигая ремесло на работе и в домашней фотостудии, Валентин Георгиевич учился в Московском народном университете. Это было в семьдесят первом — семьдесят втором. Но после заключения преподавателя – «На нашем курсе Вам делать нечего» — занятия прекратил.

С 1978 года он работал на электровакуумном заводе. Снимал комсомольско-молодежные бригады, участников художественной самодеятельности, передовиков производства.
Смотрел на созданные им портреты и радовался живым глазам, искренности и простоте, «душевному огоньку, который дает тепло». А если не было огня, то долгом своим Валентин Георгиевич считал показать человеку – каким он может быть.

Время преображало технику и людей. Фотограф вышел на пенсию, не стало завода, где он так долго работал. «Мне кажется, что люди теперь строже и натянутей, и все труднее угадывать их истинные черты»
Но всё же…
Валентин Селихов переходит на цифру. Новые аппараты, новые шаги по линии жизни.

***Материал подготовлен при поддержке Карасукского краеведческого музея и Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН (г. Новосибирск), проект № 25.4 по программе «Историко-культурное наследие и духовные ценности России» и проект №8 по программе междисциплинарных интеграционных исследований СО РАН

Заводской альбом, хранится теперь в местном музее

Из заводского архива

Из заводского архива

Из заводского архива

Из семейного альбома Селиховых

Валентин Селихов, несколько десятков лет назад

Валентин и Галина

«Фотография — это свет и тень»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.