Родинки родились

DSC_5538_square_700
Сегодня у нашего фотоблог-сообщества — День Рэ: 1 декабря 2009го мы официально открылись для публики.
За прошедший год — уже четвертый — многое менялось, что-то сохранялось в неизменности)
Родинки стали независимым проектом, спасибо всем, кто нам в этом статусе помогает — и нашим партнерам и попечителям, и участникам-авторам, поддерживающим блог своими работами.
Думаю, пятый год жизни будет переходом на новый уровень))
В этом посте (посту?) будет мало фотографий, но будут слова:
эпический текст этнографа Ирины Октябрьской, продюсера многих родинковых сюжетов — о том, как наш проект родился и рос, и про его всемирно-историческое значение))
+ поздравление Ирины Чирковой, бренд директора компании Qiwi и главы Попечительского совета Родинок.
….А еще — буду рад, если вы, читатели-смотретели, напишете в пост — тост)
ПС. нога на дороге — снято на Чуйском тракте в экспедиции 2004го, задолго до Родинок…

Ирина Октябрьская,
доктор исторических наук, доцент, зав. отделом этнографии Института археологии и этнографии СО РАН.
«Родинки на карте» и формирование образа сибирских территорий

В 2002 г. Агентством «Открытая Сибирь» (Новосибирск) в партнерстве с ресурсом Photographer.Ru и Институтом археологии и этнографии СО РАН была инициирована международная фото-экспедиция «Люди на границах» по Южной Сибири, продолжением которой стал марафон «Восемь рек Северной Азии» 2003 – 2004 гг. и фото-экспедиции ИАЭТ СО РАН 2005-2009 гг.

В ходе этих проектов формировалось новое краеведение – описание повседневности территорий России и сопредельных стран в единстве сиюминутного и вечного вне идеологической конъюнктуры и политических оценок. Интерес к человеку из глубинки определял содержание фото-хроник сибирской российской провинции.
Направление, заданное сибирской фотографией, получило развитие в рамках общероссийских выставочных и конкурсных проектов. В 2003 г. в г. Сургуте состоялось первое Международное Сибирское фото-биеннале, где в качестве конкурсной была выделена тема «Люди на Севере». В 2004 г. в г. Нижнем Новгороде впервые прошел Международный фестиваль фотографии «Волжское биеннале», организованный в рамках Федеральной целевой программы «Культура России». Его брендом стала номинация «Люди на Волге (Многонациональная Волга)».
Описание современной России стало одной из приоритетных целей в деятельности Союза фотохудожников России, оформившегося в 1991 г. В 2008 г. был создан Фонд развития фотожурналистики, возрожден Всероссийский конкурс в области фотожурналистики и документальной фотографии.

Одновременно обозначилась перспектива превращения фотографии из инструмента постижения глубин российской действительности в инструмент эффективного маркетинга территории, ее человеческого потенциала и культурных ресурсов. Она осознавалась как чрезвычайно актуальная на академическом, административном и общественно-публицистическом уровнях.
В 2009 г. Агентство регионального маркетинга Новосибирской области поддержало инициированный куратором Валерием Кламмом документальный фотопроект «Родинки на карте». Он начался вслед за проведением в Новосибирске фотовыставки «МЫ» — первой полномасштабной презентации одного из самых популярных русскоязычных сетевых проектов в сфере документальной фотографии и фотожурналистики «Фотополигон». Выставка, представляя взгляд фотографов на жизнь современной России, стала еще одним поводом к размышлению на темы российской и региональной идентичности в формате нового краеведения.

В 2009 г. специальный номер альманаха «Гуманитарная география» Института культурного и природного наследия вышел под грифом «Россия: воображение пространства/ пространство воображения». Российский дискурс начала ХХI в. разворачивался вокруг глобальных и локальных образов большой и малой Родины.
В 2009-2010 г. был реализован телевизионно-публицистический проект А.Иванова и Л.Парфенова «Хребет России», который представлял собой историко-географическое путешествие по Уралу. Вслед за сериалом вышла книга А.Иванова «Хребет России. Герои. Заводы. Мастера. Матрица». Жанр сочинения специалисты определили как «идентификацию региона». На ярмарке «Книги России» 2010 г. в ходе проведения VI Всероссийского конкурса литературы «Малая Родина» А.Иванов был отмечен премией за проект «Пермь как текст».
В 2010 г. Русское Географическое общество поддержало проект агентства Росбалт «Лица России», который с помощью современных систем мультимедиа повествовал о многонациональной стране.

В результате кампания по формированию репутации территорий трансформировалась в масштабную гуманитарную акцию в формате родиноведения. Фотография, будучи формой описания реальности, стала средством формирования образов пространства, инструментом самопостижения авторов, героев и регионов.
Документальный фото-проект «Родинки на карте», построенный на репортажах из сибирской глубинки (из районов Новосибирской области) формировался в русле общероссийского тренда, во многом предвосхищая развитие темы. Первоначально цель проекта, определенная административным заказом, заключалась в создании и обеспечении признания положительного образа области для повышения ее конкурентоспособности на рынке инвестиций. Фотография, в этом контексте, была призвана стать инструментом эффективной системы коммуникаций и продвижения.
Но, в ходе реализации программы в фокусе репортажей оказывались не ландшафтные, историко-архитектурные или аграрно-индустриальные объекты, а истории о буднях малых городов, поселков, деревень — «малых родин», с которых начинается регион и страна. Содержание проекта все более и более определяли судьбы и образы людей, способных создавать и обустраивать свой мир, проявляя терпение, сострадание и изобретательность.
В 2009 -2010 гг. на основе партнерства фото-блога «Родинки на карте» с ИАЭТ СО РАН и Музея города (г. Новосибирска) была реализована серия фото-конкурсов и выставок «Новосибирск многонациональный», «Новосибирск – город это мы», «Новосибирск: судьба и город».
В 2012 г. в рамках международного фестиваля «Сибирские бренды» при участи ИИ НГПУ и ИАЭТ СО РАН возникла фотовыставка «Голыми руками» о пимокатах Сибири.

В 2010-2012 гг. проект обретал заинтересованную аудиторию. В районных центрах области началось экспонирование передвижной фотовыставки «Родинки на карте»; это расширило круг «народных корреспондентов», заинтересованных помощников и соавторов проекта. К программе подключился Факультет журналистики Новосибирского государственного университета: редакция созданного им журнала «Место встречи» подготовила номер по Новосибирской области. «Родинки на карте: нестоличная Россия» так была названа специальная номинация в студенческом конкурсе журналистского мастерства «Аргонавты», который проводит Новосибирский государственный университет.
Постепенно региональный фото-краеведческий проект «Родинки на карте» превращался в визуальный архив нестоличной России. В 2013 г. он обрел самостоятельность, став авторским проектом В. Кламма. «Родинки на карте» поддержали Министерство культуры Новосибирской области, Альманах metkere.com, Новосибирский государственный областной Дом народного творчества, Сибирское Бюро Краеведения, Институт археологии и этнографии СО РАН, Союз фотохудожников России, Новосибирское областное отделение Русского географического общества.
Слоган «Родинки на карте: нестоличная Россия» определил пространство творческого взаимодействия профессионального фото-сообщества России. К 2013 г. в него вошли ведущие и начинающие репортеры России – около 60 мастеров, сформировавших фотофонд из нескольких сот сюжетов, представляющих разные уголки России и зарубежья.

Стиль «Родинок на карте» обозначил особый подход фотожурналистики, исследующей частности отдельной взятой территории или человеческой жизни на основе соучастия и доверия. Базовый формат проекта – фото-блог-сообщество, имея открытый характер, определил перспективы развития темы, получившей широкий искренний отклик на местах. Понимание значения собственной жизни в глобальных социальных практиках превратило жителей сибирской глубинки в создателей среды и ее образов.
Личностный подход стал превалировать в обосновании притягательности территории. Стало очевидно, что города и поселки российской провинции нуждаются в переосознании себя, в визуализации новых смыслов. Маркетинговая кампания по формированию позитивной репутации Новосибирской области обернулась масштабной гуманитарной акцией. Фотография, будучи средством описания реальности, обозначила перспективы преобразования ее социального контента.

В течение 4 лет «Родинки на карте» превратились в проект, имеющий высокий гуманитарный смысл. Его значение – в развитии социального творчества, нового краеведения, гражданского образования и науки. Миссия проекта в формировании позитивной национальной идентичности и снижении социальной напряженности.
В 2012 г. проект был представлен на австралийском фото-фестивале Head On. Выставка «Birthmark On the Map» / «Родинки на карте» вошла в топ-дюжину событий этого фестиваля, которых было в программе более двухсот. Мнение зрителей обозначило масштаб события: «Родинки будто показали нам другую планету. И эта планета нам нравится». Универсальный язык фотографии позволил рассказать о России без перевода. Это была своего рода «народная дипломатия» — узнавания, строительства «фотомостов» между континентами и культурами. В этом смысле фотоблог «Родинки на карте» стал единственным российским аналогом европейского медиа-проекта «Другая Сторона Европы» (http://oseweb.org)

В масштабах России фотоблог «Родинки на карте» одним из первых в формате фото-репотажа обозначил задачу национального единения, чрезвычайно значимую для современности. Вслед за ним эта тема была освоена и воспроизведена в конкурсах, выставках, проектах разного уровня. Девизом конкурса «Лучшие фотографии России» стал слоган: «Покажи, как ты видишь Россию!»
В 2012 г. состоялся конкурс и выставка «Россия — отчий дом» (при поддержке Союза фотохудожников России, Министерства культуры Астраханской области, Государственного Российского Дома народного творчества, Астраханского областного методического центра народной культуры); прошел конкурс и выставка «Здесь мы живем! Москва многонациональная». В 2013 г. один за другим были объявлены проекты: фотоконкурс и выставка «В России моя судьба» (по патронажем Министерства обороны, Российского государственного военного историко-культурного центра при Правительстве РФ, Министерства образования, Министерства культуры, Роспечати и органов исполнительной власти субъектов РФ), всероссийские конкурсы и выставки «Локальные святыни», «Святое и ценное в России», международный фестиваль фотографии в г. Угличе «Точка на карте. Города российской провинции» и тд.
Тема, точно заявленная на региональном уровне, приобрела, общероссийское звучание. Совет Благотворительного фонда «УРАЛ» в 2013 г. поддержал инициативу Фонда культурных инициатив «Позитив» по созданию документального фотографического проекта «С чего начинается Родина?» (куратор И. Меглинская). Его цель — акцентировать внимание широкой общественности на вечных ценностях России, преломленных сквозь судьбы реальных людей – современников, жителей больших и малых городов. Объектами фотосъемки 50 лучших фотографов России станет повседневная жизнь и личные истории современных жителей страны различных национальностей, возраста, профессий, социальных слоев. По замыслу авторов проекта, он должен стать формой и инструментом в коммуникации регионов России, включенной в мировое социальное, культурное и информационное пространство. «Фото истории будут наполнены отображением национальной и культурной идентичности народов России. Всех новых и старых обычаев, символов, уникальных национальных и культурных признаков, так называемых «родимых пятен», которые ясно отличают Россию от всего другого мира, а россиян – от всех других национальностей и народностей, живущих на Земле. Каждая фото история должна убедительно доказывать, что Россия – «Великая наша Держава» именно благодаря повседневной жизни и повседневному труду миллионов простых ее граждан» [С чего начинается Родина, 2013].

Значение фото-краеведения в этом смысле трудно переоценить. И на региональном и общероссийском уровне оно решает проблемы «собирания» страны и народа. В ряду других проектов сибирский фото-блог «Родинки на карте» является пионерной попыткой на основе интерактивного медиаресурса провести всестороннее исследование и презентацию географической, этнокультурной и исторической самобытности российской сибирской провинции и ее человеческого и культурного потенциала как предмета национальной гордости и ресурса развития.
———————————————————————————————————-
Ирина Чиркова,
бренд директор Qiwi,
глава Попечительского совета проекта «Родинки на карте»

«Родинки на карте» — удивительный по красоте альманах историй о людях, в которых нет ничего, что мы привыкли считать примечательным или выдающимся – они не политики, не миллионеры и не фотомодели. У них даже нет правительственных наград и званий.
Но подвиг в том, что в безумно расчетливом и материальном мире они осмеливаются жить по совести, сверяют поступки со своей внутренней правдой, занимаются любимым делом, обустраивают жизнь сами, не жалуясь и не ожидая помощи сверху.
Раз за разом, с огромной любовью и нежностью открывая нам «простых героев в простых обстоятельствах», рассказывая об их «будничном величии», авторы делают нас лучше и чище, помогая открыть самих себя самим себе, зажигая в сердцах свет любви, создавая атмосферу добра и понимания.
Спасибо вам за это, «Родинки»! и с днем рождения!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.