Князь Чеконов

000_17B2172
На его визитке написано: Валентин Агафонович Чеконов, член Союза журналистов РФ, зайсан рода Дью.
Зайсан — это князь, Дью — один из родов алтайского народа тубаларов, которых сегодня менее двух тысяч человек…
Горно-Алтайск / поселок Манжерок, Республика Алтай, 2013.
Фото © Валерий Кламм. Текст, подписи: Валерий Кламм, Андрей Бородовский

«Должность зайсана (алт. – jайсаҥ) зародилась у алтайцев в ойратский период (XVII-XVIII вв.) и просуществовала до установления советской власти на территории Горного Алтая. Зайсанами становились знатные представители алтайских сӧӧков, которым джунгарские ханы, а позднее и российская администрация, давали полномочия для осуществления управления, сбора налогов и отправления правосудия в вверенной территории.
Институт зайсанства на Алтае стал возрождаться в начале 90 гг. прошлого века»
(отсюда>>)

Василий Агафонович родился в семье алтайского лесника и учительницы в 1929-м. В десять лет был пастухом, после окончания школы в поселке Манжерок поступил на рабфак, потом комсомольско-партийная работа, военная служба в авиации, стал директором школы, зайсаном, советником правительства, писателем, журналистом, исследователем; издает книги о поселке Манжерок, о мифах и легендах горного края и своего народа, дружит с археологами, работающими в Горном Алтае.
Новосибирский археолог Андрей Бородовский, друг Чеконова: «Мы шли параллельными курсами. Я копал в Манжероке, готовил книгу об археологии и туризме, он — собирал свою книгу и не очень хорошо относился к археологам вообще и к тому, что я делаю… Мы познакомились, напряжение ушло, и теперь мы друг друг нужны и интересны. Я — копаю, он — пишет. Я могу наблюдать, как из моей работы, рождаются мифы. Традиция и миф не могут жить застывшими, это дышащая материя, мифы меняются вместе с миром»….

001_17B1933
Василий Агафонович живет в Горно-Алтайске, квартира в пятиэтажке.
002_17B1803
Дома у зайсана
003_17B1809
Андрей Бородовский: «Валентин Агафонович для меня — симбиоз советского и сказочного».
004_17B1815

005_17B1887
В семье и роду коммуниста Чеконова многих репрессировали в сталинское время. Но он к фигурам вождей относится с большим уважением, про Сталина книгу написал. Зайсан и сегодня — активный член бюро горно-алтайского горкома КПРФ.
006_17B1915_23
Жена Василия Агафоновича умерла три года назад. На стенах — ее воспитательные надписи-призывы к мужу и детям, ее фотографии…
007_17B1867

008_17B1831

009_17B1861

010_17B1926
Зайсан любит украшать стены не только в своём жилище. В подъезде развешал работы известных графиков Горного Алтая, в оригиналах.
011_17B1792
Сразу за двором Чеконова — горы.
012_17B2048
Археолог Бородовский и зайсан Чеконов часто выезжают вместе на интересные им объекты.
013_17B1953
Недалеко от памятника Вячеславу Шишкову на Чуйском тракте есть гора по имени Дракон. Но чтобы понять, что это Дракон, с хвостом, нужно увидеть ее с правильной стороны…
014_17B1978
В посёлке Манжерок. Идём по «тропе Воробьёва» (так зовут местного краеведа) к месту раскопок академика Окладникова, знаменитого археолога.
015_17B2000
Устье реки Ёдрала («Еловый Ключ»). Вид на Катунь с места Окладниковского лагеря.
016_17B2124
Василий Агафонович в Манжероке с односельчанами. Его тут многие знают, хоть и не живет он здесь давно.
017_17B2110

018_17B2073
На берегу Катуни в Манжероке: в детстве здесь на плотах через реку переправлялись…
019_17B2123
На окраине Манжерока
020_17B2218
О зайсане снимаются фильмы…
021_17B2160_2
Андрей Бородовский: «В 1990-е происходил грандиозные изменения, и мифотворчество было реакцией, осмыслением реальности. Стала рождаться новая алтайская мифология»
022_17B2194
Несколько лет назад журналист Чеконов освоил компьютер, стал уверенным юзером.
024_17B1828