Помним, чьи мы дети…

000_заходная_GS_2515
Телеуты — один из коренных малочисленных народов России, память которого уходит во времена средневековья. Сегодня в Кемеровской области их чуть более двух с половиной тысяч. В Беково живут около тысячи – почти половина всего населения. С 1992 года Бековский сельский совет, а затем — сельское поселение имеет статус национального. Село называют «столицей телеутов».
Март 2014.
Фото: © Грант Слейтер / Grant Slater, © Валерий Кламм. Текст и подписи © Ирина Октябрьская

Новый музей в Беково, открытый в 1999-м — несколько экспозиционных залов, традиционные постройки, исторические реконструкции; в залах – старинные сундуки. Когда сотрудник музея Любовь Александровна Челухоева открыла один из них, я вспомнила другой, похожий.
Это был первый телеутский сундук, который я видела в своей жизни. Он принадлежал Елене Алексеевне Боярчиной.
Я жила в ее доме в селе Шанда во время своей первой самостоятельной экспедиции. В сундуке были сложены праздничные платья с расшивкой галуном, со старинными пуговицами. Это было в самом конце 1970-х. Я тогда училась в Томском университете, и телеуты были для меня проводниками в мир этнографии.
Бабе Лене было много лет; она носила традиционные платья и старинные кольца; многое умела, многое помнила. В ее паспорте в графе национальность было написано: «ясашная татарка». Когда я спросила – почему; она объяснила, дескать: «Если сменится власть, придет новая и спросит с меня, я скажу – мои уже всё давно заплатили». Я охнула про себя и вспоминала, что переход телеутов в российское подданство проходил в 17 веке – выезжие белые калмыки селились в границах Томского и Кузнецкого уездов, платили льготный ясак, несли военную службу и получали государево жалование от сибирских воевод. Но в маленькой Шанде на несколько десятков домов, история обретала другое измерение.

Здесь жизнь текла по иным законам – в огородах на Троицу ставили перевитые пестрой волосяной веревкой березки – сомы в честь духов-хранителей. На свадьбы кропили их и огонь в печи молоком и водкой; невесту заставляли кланяться этим святыням. На похоронах исполняли ритуальные сыгыты – плачи по покойному. Это была другая реальность – самоценная и самодостаточная, существовавшая рядом с автомобильными трассами, угольными разрезами, на окраинах больших городов Кузбасса.
С тех первых экспедиций я помню старушек, которые кормили эмегендеров – тряпичных кукол, матушек-заступниц. Однажды, прямо на улице в Верховской нас оставил человек и попросил забрать в музей его кукол, оставшихся от матери. Вынес мешок и взял слово заботиться о них.

Сейчас эмегендеров в телеутских деревнях почти не осталось. В музеи перекочевала большая часть старинных нарядов, хотя они по-прежнему в большой цене. Традиционные платья и халаты – это престижная, парадная одежда. Но мастерицы, которые их шьют по всем правилам, наперечет. Одна из них – Зоя Максимовна Мажина. Она живет в поселке Телеуты – на окраине Новокузнецка. Ей за семьдесят; она старшая в местной общине.
Я сижу в хорошо обустроенном доме Зои Максимовны, слушаю рассказ о ее семье и родной деревне и вспоминаю прежние разговоры. Старики, которые были живы в конце 1970-х, так же удивляли силой памяти и умением говорить. «Этнографические» беседы затягивались на два, на три часа; время от времени, когда голова уже гудела от слов, они спрашивали: «Что еще ты хочешь знать…».

И вот теперь — долгий рассказ о том, какой была деревня детства, какой стала в 1950-е годы, и как потом практически перестала существовать к концу 1980-х., оказавшись в санитарной зоне ЗСМК. Перемены начались, когда Зоя Максимовна попала на Съезд коренных малочисленных народов Сибири в Москве и узнала, что телеуты включены в их список. После было пройдено много кабинетов и много бумаг подписано. «Мне чужого не надо, — объясняла она, — я своего отдавать не хочу». И на окраине города вновь началась застройка, исчезла свалка, появилась вода, дорога, автобус. Говорят, в 1990-е здесь оставалось 9 жилых домов. Теперь их 90.
В Новокузнецке телеутов несколько сотен; в поселке постоянно живут главным образом пожилые, несколько десятков человек. Летом сюда приезжают дети и внуки; поднимается шум, начинается жизнь. И нет нужды загадывать надолго. Перемены не остановишь – «Внуков не заставишь говорить на телеутском. Хорошо, что они еще понимают. Может, потом узнают какой их род».

«Нужно помнить своих отцов…» — это произносили многие. Чаще те, кто, переступив черту зрелого возраста, ощутил дефицит традиций и памяти — того что делает жизнь очень устойчивой. И директор Бековской школы — Тамара Николаевна Якучакова, и директор местного детского сада — Юлия Филипповна Алабашева вместе со своими сотрудниками работают по программам сохранения языка и традиционной культуры телеутов.
В селе Беково детский сад, музей и школа, обращенные к дороге, стоят в одну линию. Они сегодня определяют лицо и будущее «столицы телеутов».
Можно ли остановить забвение, когда вокруг так много проблем – плохая экология, социальные болезни, бедность… Те, кто работают с детьми думают, что нет ничего невозможного и необратимого, кроме смерти.
Известно, что это не универсальное, но все же — правило.
Культуре и языку можно учить и нужно учиться

Материал подготовлен в рамках научных программ ИАЭТ СО РАН
при поддержке грантов РГНФ №12-01-00199а, №13-31-01258а, №14-21-1705

001_VK_8659
Село Беково: кузбасский ландшафт с терриконами. Телеуты раньше многих других народов Сибири заявили о своих правах. Еще в 1990-м году в селе Шанда среди бачатских телеутов прошел учредительный съезд, где была создана общественно-политическая ассоциация «Эне-Байат», принявшая декларацию «О праве телеутского народа на самоопределение». В современной России и в Кемеровской области действуют законы, защищающие права коренных малочисленных народов. Хотя проблемы остаются, и прежде всего социальные © Валерий Кламм
002_GS_1928
Владимир Ильич Челухоев – создатель и директор музея «Чолкой». Его сайт открывается словами: «Время необузданный скакун. Оно мчится, и невозможно натянуть поводья, остановить его бег…» © Грант Слейтер / Grant Slater
003_VK_8031
В музее «Чолкой» © Валерий Кламм
004_VK_8614
Детский сад села Беково называется «Планета детства». Он построен и оборудован по новейшим стандартам, которым завидуют и в районе, и в области. Садик имеет статус автономного учреждения. В нем 136 детей © Валерий Кламм
005_VK_8570
Директор «Планеты детства» Юлия Филипповна считает, что ее задача формировать человека с новым мышлением. Неблагополучные семьи она заставляет приводить детей хотя бы раз в неделю, хотя бы на день, чтобы у ребенка появлялась перспектива © Валерий Кламм
006_GS_2479
Сон «Планеты детства» © Грант Слейтер / Grant Slater
007_GS_2466
© Грант Слейтер / Grant Slater
008_VK_8157
Территория культурного центра в селе Шанда © Валерий Кламм
009_GS_2340
В школе села Беково © Грант Слейтер / Grant Slater
010 VK_8560
© Валерий Кламм
011_VK_8550
В Бековской школе 140 детей. Ее директор — Тамара Николаевна Якучакова считает, что есть только одна национальность – ученик. Но это не противоречит тому, что ее школа вот уже несколько лет как превращена в областную экспериментальную образовательную площадку с этнокультурным компонентом. Здесь изучают культуру, историю телеутов и язык – 1 час родного языка в неделю со второго по седьмой класс. Детям очень нравятся факультативы, где можно заниматься ремеслом, спортом, фольклором © Валерий Кламм
012_GS_2377
© Грант Слейтер / Grant Slater
014_VK_8527
© Валерий Кламм
015_GS_2436
© Грант Слейтер / Grant Slater
016_VK_8645
В Бековском музее © Валерий Кламм
017_GS_2570
Поселок Телеуты, окраина Новокузнецка © Грант Слейтер / Grant Slater
018_VK_8742
Когда-то Зоя Максимовна Мажина работала на производстве, жила в Новокузнецке, но очень хотела вернуться в свой дом на отцовской земле. Она построила его заново; а кроме этого добилась для района статуса традиционного поселения и его обустройства © Валерий Кламм
019_GS_3207
© Грант Слейтер / Grant Slater
020_VK_0110
© Валерий Кламм
021_GS_3272
В гостях у Анны Федоровны Тадыковой. Уже несколько лет как она окончательно перебралась в Телеуты. © Грант Слейтер / Grant Slater
022_GS_3402
© Грант Слейтер / Grant Slater
022A  VK GS_2503
Галина Захаровна Смачева 34 года работает на почте села Беково © Валерий Кламм
023_VK_0063
Раиса Николаевна Чульджанкова в гостях у мамы Парасковьи Николаевны Поросенковой — район Телеуты, город Нговокузнецк © Валерий Кламм
024_VK_9997
© Валерий Кламм
025 GS_3171
Видимо, желание быть собой приходит к человеку с годами и опытом социальных перевоплощений. Зоя Максимовна, показывая свои наряды, сообщила, что лучший приготовила для похорон, чтобы уйти в тот мир – к отцу и предкам – настоящей, такой как есть, во всем телеутском © Грант Слейтер / Grant Slater
026_1913
В середине 1990-х, уже после того как в Беловском районе перестал существовать колхоз «Сибирь», был разрушен его музей – Музей боевой и трудовой славы. Однажды на свалке оказались фотографии тех, кто трудился и жил в колхозе – в Беково, Челухоево, Верховском, других селах. Это больно ударило по душе бывшего главы местной администрации Владимира Ильича Челухоева и стало началом воссоздания истории и культуры его народа – телеутов © Грант Слейтер / Grant Slater
027_VK_8440
Небо в музее Беково © Валерий Кламм
028_GS_1774
«Телеутская бабушка» на горе в селе Шанда © Грант Слейтер / Grant Slater

8px" height="18px" viewBox="0 0 48 48">

2 Comments

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *