«Учитель на селе — личность известная»

000_VKlamm_17B5703
На школьном дворе ребята поливают клумбы. Жара стоит уже неделю, земля пересохла, цветы «горят». Идет «пятая трудовая четверть», или, иначе — летняя практика. В здании школы — прохладно и чисто так, как бывает только в сельских школах. И полы, и двери, и перила — все вымыто тщательно, как дома. На окнах — герань, занавески с фестонами развеваются на ветру. Школа, в самом деле похожа на большой гостеприимный дом.
— Я вообще не хочу никуда отсюда уезжать! Я бы тут и в10—11-й классы пошла, и в техникум, и в институт. И жила бы здесь всю жизнь, — говорит Даша Денишенко. Даша закончила 7 классов на «отлично». Она понимает, что уезжать из родного села через два года придется.
Поселок Емельяновский, Мошковский район, Новосибирская область.
Фото: © Валерий Кламм. Текст и подписи: © Елена Климова

Школа в селе Емельяново Мошковского района Новосибирской области — основная, то есть, девятилетка. И те ребята, которые собираются продолжать образование, заканчивают одиннадцать классов в райцентре или в Новосибирске. Иногда родители снимают детям жилье и оставляют наедине с учебой и соблазнами большого города. Как ни странно, учеба побеждает. Такова закалка родной школы.
Дашина мама, учительница информатики и рисования, Елена Михайловна Денишенко, отправила старшего сына в Новосибирск после 9-го класса. На вопросы:
— А кто же его там контролирует? Кто уроки проверяет, помогает?! — Елена Михайловна пожимает плечами:
— Наши дети понимают, что неучами они нигде не будут нужны.
* * *
Емельяновская школа — так называемая «малокомплектная: 48 учеников, 13 учителей. Директор школы — Надежда Васильевна Макарова, учитель высшей категории. В классах по пять-семь учеников. Педагогам приходится вести несколько предметов сразу. Но все равно, в нынешнем учебном году в Емельяново не хватало учителей географии, физики и биологии. И школа присоединилась к проекту, который в Новосибирской области был запущен как пилотный в 2011 году: «Сетевая дистанционная школа». Проект призван разрешить ситуацию с нехваткой учителей и разбросанностью сельских школ на пространстве области в 178 тыс квадратных километров. .Сегодня в Новосибирской области более 5 тысяч школьников учатся, общаясь с педагогом в интернете.
Игорь Яшкин, директор информационно-методического центра Мошковского района, комментирует:
— Дети, которые здесь учатся, ничем не хуже детей, которые учатся возле Красной площади в Москве. Им тоже надо нормальное полноценное качественное образование. Мы сейчас можем рассуждать про две стороны такого обучения, про необходимость живого общения с учителем, но на самом деле, выход только один, нет второго
Учитель может находиться за много километров от учеников. В классе школьники и тьютор. он координирует занятия.
Ребята, однако, смотрят не на учителя, а каждый в свой монитор. Участники проекта «Сетевая дистанционная школа» получили отличное оснащение — ноутбуки и устройства, похожие на сейфы — «мобильные тележки», обеспечивающие подзарядку компьютеров и беспроводной интернет. Ноутбуки используют только для сетевых уроков, возможность позаниматься по другим предмета, а тем более, поиграть — нет.
Валя Францева, выпускница нынешнего года, говорит, что географию по интернету учить можно. А физику — трудновато:
— У нас в школе учителя могут к каждому подойти, объяснить. В больших школах учитель объясняет всем, а здесь — тебе лично, если надо.
Заместитель директора школы соседнего села Барлак Елена Вихрова рассуждает:
— В чем плюс дистанционного образования? В том, что знания детей проверяет человек, который эмоционально с ним не контактирует. Это важно. У нас эмоциональность высокая, коллективы закрытые, условия для детей тепличные. Я захожу в класс, и дети уже знают, какое у меня настроение, и что можно сделать с этим настроением. И я знаю, что у ребенка дома, что со здоровьем, и какой к нему нужен подход. Но на экзаменах у детей будут оценивать только знания. Дети должны быть готовы к тому, что встретит их за пределами школы.
* * *
Валя и две ее одноклассницы, Оля Ионова и Саша Абаева, на встречу с корреспондентами пришли нарядными, словно на бал. У Вали — локоны, платье с пышной юбкой, туфли на шпильках. По дорожке, засыпанной щебнем, к школьному крыльцу Валя ступала на цыпочках. Зато потом на крыльце — настоящая фотосессия, да еще и вместе с директором школы!
Все три девочки из родного Емельяново уедут. Девять классов они закончили на «хорошо» и «отлично». Валя собирается в Политехнический техникум. А потом, может быть, — она розовеет и смущенно отводит глаза, — пойдет учиться на следователя. Саша будет заканчивать среднюю школу в райцентре, дальше в планах — изучение точных наук в каком-нибудь вузе. Оля собирается стать кондитером, стряпней она занимается с 10-ти лет, у нее уже есть «фирменные» рецепты. И тоже — после техникума впереди маячит институт:
— Я сначала хотела пойти в педагогический. Но после «дней самоуправления», когда мы становимся «учителями» и проводим уроки в младших классах, я передумала: очень трудная профессия.
Молодых учителей в Емельяновской школе нет. Емельяново — село вполне благополучное. Агрокомплекс, где выращивают очень дорогие, но зато и очень вкусные овощи, обеспечивает население рабочими местами и неплохой зарплатой. В Емельяново возвращаются, получив образование, агрономы. Но жилье для выпускников педагогических колледжей и университета село предоставить не может. Поэтому дружный коллектив учителей Емельяновской малокомплектной школы работает в едином составе уже почти три десятка лет, а «молодыми» директор Надежда Васильевна называет тех педагогов, чей возраст приближается к сорока.
Галина Гавриловна Чермошенцева, учитель первой категории, преподаватель русского языка и литературы Емельяновской школы и о коллегах, и об учениках говорит так, словно все они — ей родные
— Бывает, мы спорим — но только из-за детей. А склок и сор в коллективе нет. Директор у нас очень настойчивая. Даже если Надежде Васильевне скажут «нет!», она все равно добьется того, что школе надо.
Дети многие через год, через два приходят в школу, обнимут, покажут свою «зачетку» из вуза, техникума. Был такой случай — один наш выпускник попал в заключение. И звонит мне оттуда: «Я поспорил, вот такое-то слово — это же деепричастие?».
Я отвечаю: «Как хорошо, что ты помнишь про деепричастие и в таких местах, где ты находишься, способен об этом думать!» Сейчас, кстати, у парня все хорошо, работа, семья.
Кому из ребят трудно давалась учеба, кого мы ругали, родителей вызывали — они сегодня благодарны за то, что мы не были равнодушны к их проблемам.
Надежда Васильевна подтверждает:
— В малокомплектной школе ребенок не может прийти неподготовленным потому что он знает, его спросят, ему с учителем работать. Всеми правдами и неправдами мы до этого ребенка знания донесем. И не только знания. Неблагополучные семьи у нас редки, но если встречаются — мы все пороги обобьем, родителей «достанем», а недостаточно будет бесед с ними — в райцентр, в город обратимся. Мы в одну семью носили для девочки одежду (мать объясняла, что в школу ребенку идти не в чем, правда, мы потом у нее тюки с одеждой обнаружили), в другой семье мы несколько раз возили пьющего отца «зашиваться». Я уж не говорю о том, сколько времени педагог проводит после уроков с отстающим ребенком.
* * *
Учитель начальных классов, Заслуженный учитель России, Анна Вадимовна Трубачева семь лет назад занималась с сегодняшней выпускницей Валей Францевой, которая тогда осталась во втором классе на второй год, — и потом комиссия из Новосибирска отмечала, какие прочные у девочки знания.
Анна Вадимовна — человек-праздник. Пишет стихи и сценарии, руководит драмкружком, ее ученики ведут дневники чтения, которые родители подписывают — прочел сегодня мой сын столько-то.
Анна Вадимовна говорит, что школа изымает ребят из мира сказки, а им хочется еще немножко в нем побыть. И организует им подлинно захватывающий процесс познания, в который вовлекается каждый, сидящий в классе. Например, она может прийти на урок и сообщить, что план урока принесла, а тему забыла. Что делать? Вместе с Анной Вадимовной дети принимают решение: все задания выполнить, раз уж они написаны. А там и до темы можно будет додуматься. Конечно, ученики не догадываются, что это одна из нескончаемых придумок Анны Вадимовны: превратить в квест урок про безударные гласные.
Анна Вадимовна еще и общественный инспектор семей группы риска. И депутат. Именно учителей выбирают в местное самоуправление, в поселковый и районный советы. Школа сегодня, как и прежде, духовный центр села. Есть убедительное подтверждение этого. Когда какую-нибудь малокомплектную школу закрывали как нерентабельную, через некоторое время в деревне почти не оставалось жителей.
Надежда Васильевна подытоживает:
— Мы живем по такому принципу: учитель на селе — личность известная. Он только подумал о плохом — все село уже знает. Поэтому мы настраиваемся на добрые дела.

001_VKlamm_17B5510

002_VKlamm_17B5728
Директор школы — Надежда Васильевна Макарова
003_VKlamm_17B5446
Ученицы во дворе школы с учителем русского языка и литературы Галиной Гавриловной Чермошенцевой
004_VKlamm_17B5372

005_VKlamm_17B5345

006_VKlamm_17B5391

007_VKlamm_17B5473

008_VKlamm_17B5504
В ожидании интервью
009_VKlamm_17B5638
Образ образования
010_VKlamm_17B5490
Выпускница 2014 года Оля Ионова
011_VKlamm_17B5710

012_VKlamm_17B5482

014_VKlamm_17B5562
Интервью в кабинете директора
015_VKlamm_17B5536
Саша Абаева
016_VKlamm_17B5541
Даша Денишенко
017_VKlamm_17B5463
Учитель немецкого языка Надежда Михайловна Ионова
018_VKlamm_17B5634
Валя Францева
019_VKlamm_17B5659
Кабинет информатики
020_VKlamm_17B5643
Учитель начальных классов, Заслуженный учитель России, Анна Вадимовна Трубачева
021_VKlamm_17B5495

022_VKlamm_17B5667

023_VKlamm_17B5632

024_VKlamm_17B5633

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.