Свадьба невесты

000_17B3354
Для чего нужны свадьбы? Для того чтобы жизнь продолжалась в ее простом и обыденном течении, в череде поколений и в переплетении родственных связей…
В семье Акрама и Марины Кушербаевых готовятся к свадьбе старшей дочери Сандугаш – второй за год после свадьбы среднего сына. Хотели бы родители подождать, но жизнь не остановишь и обычаев не изменишь. Среди здешних казахов свадьба невесты дело сколь хлопотное, столь и обязательное.
В ауле Карасарт 65 домов и все друг другу родня и соседи…
Карасукский район, Новосибирская область, 2014
Фото: © Валерий Кламм. Текст и подписи © Ирина Октябрьская

Из двухсот с лишним жителей почти половина придет проводить девушку из родного дома. С одними она росла, другие ее нянчили. У нынешних восьмиклассников Сана была классным руководителем; все учителя – ее друзья и коллеги.
Свадьба в Карасарте — забота общая. Родители, бабушка, тетки, дядя, брат родной и двоюродные, сестры, сноха вторые сутки кружат в предсвадебной суете. Соседки на кухне сменяют друг друга, отвлекаясь то на вечернюю дойку, то на полив. И только невеста остается отвлеченно спокойной.
И уже баурсаки– жареные булочки — лежат золотистой грудой на кухне; заколот лошак, расставлены в ограде казаны, готово мясо на бешбармак. Осталось украсить школу, накрыть столы, надуть шарики, нарезать салаты. Родственники все приезжают и приезжают – из области, с Алтая, из Казахстана. Машин у забора, обуви у крыльца, детей во дворе становится все больше. И в доме кто-то все время пьет чай.
Свадьба назначена на два. К полудню ждут сватов и жениха. У Акрама, отца невесты, туманятся глаза; осторожно вздыхает бабушка Айман:
– Балуем мы своих девочек, растим, учим, чтобы отдать в чужие руки. Жених наш из города. Отец узбек, мать казашка, мусульмане. В Новосибирске больше двадцати лет. Хорошие люди. Лишь бы Сана была счастлива. Она же всю жизнь возле меня, как ангел-хранитель…
И вот сваты на пороге. Полагается все исполнить по обычаю, чтобы не говорили, будто здесь — обрусевшие казахи. За калиткой встречают гостей с шашу – обсыпают зерном и конфетами. Провожают к дастархану. После угощенья — обязательный коржун — тюк с подарками семье невесты — делят узким женским кругом: мужчинам – «одежда с воротником» — куртки, пиджаки, рубахи, старшим родственницам – золотые украшения, близкой родне – отрезы на платья, платки. Важно, чтобы все понравилось, чтобы не было косых взглядов и оговорок, способных спугнуть счастье дома.
Свадьба должна идти своим чередом — от выкупа к застолью. Главная церемония начинается с Ак жол – белой дорожки для молодых и благословления-бата.
В Карасарте гуляют от широкой души – щедро угощают и не скупятся на сердечность. Здесь все свои, и все вместе — старые и молодые на общем празднике прощанья – и грустном, и радостном.
Один за другим родственники и соседи выходят в центр зала с пожеланиями и наставлениями на долгую жизнь. Молодые слушают стоя.
— Бадига Жолдаспековна — крестная мать Саны, она принимала роды у Марины дома, потому что скорая не смогла проехать к селу по бездорожью.
Слушаш – бабушкина подруга, любимая соседка; работала дояркой, а после смены прибегала — с Саной сидеть, потому что садика не было.
К Гульжиган мы ходили в гости, у нее было 10 ребятишек и такие вкусные лепешки – лучше в селе никто не пек – в доме мешок муки уходил за неделю, все были накормлены.
Каждому есть, что сказать. Простым словам нельзя не верить. В них — сила связи всех со всеми и сила взаимной ответственности. На добро принято отвечать добром: по казахскому обычаю гостям подносят тойбастар – блюда с подарками. Эти безделушки не имеют цены; но каждый уносит частицу праздника, чтобы он пришел и в его дом.
Свадебное угощение принято делить на саркыт – многократно благословленная еда сама становится благословлением. Сопричастность счастью, соучастие в судьбе определяет смысл свадебной церемонии.
Все повторяется на второй день, когда к дастархану собирают стариков. Вновь село прощается с невестой. И вновь звучат благопожелания. Слова старших имеют бỏльшую силу, потому что за ними жизнь. На добрые слова отвечают кеде – лоскутами счастья. Их раздают всем пришедшим.
Счастье должно быть общим. В этом гарантия самосохранения и самодостаточности маленького казахского села. И хотя законы глобального мира не учитывают малых величин, но именно в них скрыт большой ресурс жизни.
В селе Карасарт нет работы. Молодые уезжают отсюда. Но они возвращаются вновь и вновь – потому что здесь их душа и счастье, которым готов поделиться каждый, кто тебя знает и любит.

Материал подготовлен в рамках научных программ ИАЭТ СО РАН
при поддержке грантов РГНФ №12-01-00199а, №13-31-01258а, №14-21-1705

001_17B2724

002_17B2011
Старшую дочь Сандугаш Акрам и Марина Кушербаевы отдавали из дома бабушки Айман. Они живут в одном подворье. За сутки до свадьбы Айман завела тесто на баурсаки. Их жарили сотнями для свадебного стола
003_17B3125

004_17B2379

005_17B2352

006_17B2731

007_17B2388
В семье Кушербаевых за последние время случились большие перемены – перестроили дом, встретили из армии и женили среднего сына Самата. Теперь — свадьба дочери, новые родственники, кудалар — сваты. Когда знакомились — сват Рашид подарил кованный узбекский кинжал.
008_17B2446

009_17B2540

010_17B2717

011_17B2797
Для свадебного застолья в доме Кушербаевых резали лошака. Разделать коня среди здешних казахов по-прежнему считается искусством. Все начинается с молитвы, а заканчивается застольем для касапчи — резчиков, где главное блюдо – каурдак, тушеное, свежее мелко накрошенное мясо. И в конце — обязательное благопожелание бата — тут оно звучит как благодарность жертве.
012_17B4375

013_17B2846

014_17B2866
В подготовке к проводам невесты в Карасарте заняты и родственники, и соседи. И хотя всё стоит нервов женской половине, пространство школьного зала быстро превращается в пространство свадьбы – жас отау.
015_17B3078

016_17B3123

017_17B3207

018_17B3211

019_17B3016

020_17B3191

021_17B3041

022_17B3038
По обычаю сватов встречают за калиткой дома с шашу — на счастье всех обсыпают зерном и конфетами.
023_17B3284

024_17B3251

025_17B3227

026_17B3343
Красивое, но непривычное узбекское имя жениха Диёр тетушки в Карасарте освоили по созвучию с модным брендом — Диор
027_17B3298

028_17B3358

029_17B3374
Угощение для сватов, выкуп, коржун — вручение подарков женской родне невесты — преддверие свадьбы.
030_17B3383

031_17B3438
Отцы невесты и жениха – Акрам (слева) и Рашид (в центре)– главные сваты на свадьбе и в жизни.
032_17B3539

033_17B3569

034_17B3595
Ак жол – белую дорогу, светлый путь – как главное пожелание расстилают под ноги жениха и невесты.
035_17B3510
Тойбастар – начало свадьбы. Блюда с подарками для гостей выносят перед застольем. Первым в зал выходит младший брат Сандугаш – Алихан. Это уже вторая свадьба в его жизни.
036_17B3691
Самые главные слова на свадьбе произносят бабушка и родители. Дорогие дети – начинает Акрам, — и это все на что хватает его отцовских сил. — Теперь вы понимаете, кто в нашей семье сильный пол – подхватывает Марина.
037_17B3885

038_17B3680

039_17B3715

040_17B3699

041_17B3780

042_17B3787

043_17B3900

044_17B3964

045_17B4106

046_17B4392
С бата – благопожелания начинается и заканчивается всякое праздничное застолье. На свадьбе они произносятся как пророчества на счастье.
047_17B3985

048_17B4243

049_17B3930

049_17B4365

050_17B3670

050_17B4431
В Карасарте невесту провожают два дня. Второй день – это «старушечья свадьба» — главные гости здесь старшие люди села. Бата, сказанные ими, ценятся особенно. Как плату за добрые пожелания гостям раздают кеде — лоскуты на счастье. А со сватов собирают «выкуп» за невесту.
051-2_17B4497

051_17B4275

052-2_17B4056

054_17B4112

055_17B4153
Как Ак жол – белый путь, расстилается перед Сандугаш, уезжающей из дома, ковыльная степь, святящаяся под солнцем…

2 Comments

  1. Ответить
    Самат 30.07.2014

    очень классно и грамотно сделано. рахмет большой. Брат невесты

  2. Ответить
    Vera 26.12.2014

    И правда, отличный репортаж!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.