Троица


Народный праздник Троицы имеет дохристианские корни. В этот день нужно «оплакать траву, чтобы был урожай».
Людно в украшенных зеленью православных храмах и на кладбищах, живые поминают ушедших, делят с ними еду и хмельное… В этом весеннем дне — память, надежда и что-то третье, за пределами слов
Съемка 23 мая 2010
Фото © Валерий Кламм (работал в Бийске, Алтай), © Александр Бендюков (работал в Колывани, Новосибирская область)Текст © Ирины Октябрьской

В воскресенье, на пятидесятый день от Пасхи, православная церковь отмечает день Святой Троицы.
Согласно традиции, на 10-й день после Вознесения Христа, в день Пятидесятницы, посвященный дарованию Моисею 10 заповедей на горе Синай, Дух Святой снизошел на апостолов, открыв им тайны разных языков и превратив их в братство единой Церкви, несущее веру — «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа…»

Таинство Святой Троицы было явлено в Святом Духе, исходящем от Бога-Отца по обещанию Бога-Сына. Троица стала одним их центральных догматов, установленных церковью в первые века христианства. Ученые богословы бились над идеей священного триединства, употребляя аналогии: солнца, луча и света; источника, ключа и потока; самосознания, мышления и силы любви. Троичность обнаруживали в явлениях сотворенного Божественным провидением мира: время делилось на прошедшее, настоящее и будущее; пространство — на высоту, длину и ширину; человек — на тело, душу и дух.

Века проходили в духовных исканиях и церковных диспутах; а Троица обретала черты народного праздника. Он был узаконен церковью в 4 веке. На Руси утвердился при преподобном Сергии Радонежском, который избрал своим служением Троицу, чтобы созерцанием ее «побеждался страх ненавистной розни мира сего». В 14-16 веках Троица распространилась в русских землях, соединившись с древними праздниками возрождения и обновления мира.

В России Троицу, отмечавшую «именины земли» на рубеже весны и лета, называли Зеленой неделей. Употребление на Троицу деревьев и трав христианская церковь позаимствовала из древней иудейской религии, где Пятидесятница совпадала с праздником первой жатвы.
В день Троицы дома и храмы украшали зеленью в знак процветания христианской Церкви и обновления всего сущего силой Святого Духа. В российских городах и селах прихожане и по сей день выстаивают службы с букетиками ранних цветов и ветками березы. В старину количество веточек в руке соответствовало числу грехов; нужно было плакать над ними, чтобы окропить каждый листок. Слезы означали дождь. Считалось, что после этого летом не будет засухи.

Простодушная прагматика народной веры превращала зелень, освященную церковной службой, в средство защиты от бед и болезней. На Троицу девушки плели венки и гадали на замужество. Сегодня венки и хороводы стали частью фольклорных праздников. Венки завивают пожилые женщины. Бросая венок в реку, старухи иногда примечают: поплыл — еще год проживешь, потонул – дождаться бы следующей Троицы. Меняя содержание, Троица остается праздником, преодолевающим смерть
Троицкому воскресенью предшествует Троицкий четверик и Троицкая родительская суббота, связанные с поминовением ушедших. А в понедельник наступает Духов день. По традиции, на Троицу молятся за «безродных и безыменных». Негласно поминают самоубийц и неприкаянных грешников. В эти дни живые приходят к умершим, чтобы разделить с ними угощение. Просят прощения за то, что не уберегли и не сохранили. В поминальных ритуалах российских кладбищ христианская догматика, опрокинутая в житейскую бездну, обретает истинный смысл. Память и любовь освобождают от скверны греха. Троичная молитва об упокоении душ всех усопших, в том числе и «во аде держимых» рождает веру в избавление от страданий.
Российская Троица, преломленная через человеческие судьбы, превращается в триединство жизни, смерти и надежды — прошлого, настоящего и будущего.

Текст Ирины Октябрьской

***Материал подготовлен при поддержке Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН (г. Новосибирск), проект № 25.4 по программе «Историко-культурное наследие и духовные ценности России» и проект №8 по программе междисциплинарных интеграционных исследований СО РАН

0 Comments

  1. Ответить
    mila_mila 24.03.2011

    живём пока помним….

  2. Ответить
    Кламм Валерий 24.03.2011

    да, светло-печальный праздник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.