Кто уедет на Газели?

Скачки, как написано в программке соревнований, это «ипподромные испытания на скорость лошадей верховых пород, позволяющие отбирать для племенных целей лошадей высокой резвости».
Полный текст Елены Климовой (Новосибирск) о конных соревнованиях в Черепаново см далее >>>

Кто уедет на «Газели»?
В Черепаново Новосибирской области 56-й раз соревновались конники

—Ты на чем домой поедешь? На автобусе? А мы на Газели!— переговариваются мальчишки, сидя на перилах ограды. По эту сторону ограды — зрители всех возрастов, vip-трибуны, маленькая сцена, будка комментатора, она же — судейская. По другую — чисто поле, и трасса. Перелезать через ограждение нельзя — опасно. Мы с вами — на 56-х соревнованиях конников Черепановского района.
Ипподром имени Полянкина, где проходят соревнования — это ворота, опять же — в чистом поле, на воротах — старательно нарисованная вывеска. На вывеске, сами понимаете, — лошади. Николай Михайлович Полянкин сейчас живет в Новосибирске. В 1954 году, в бытность главным ветврачом Черепановского района, Полянкин организовал эти соревнования. То, что они сохранились до сих пор — удивительно. В Новосибирской области конного праздника, равного Черепановскому, нет. Тринадцать заездов, четыре команды, плюс индивидуальные участники — частные коневладельцы, — программа на пять часов.
Соревнования еще не начались. Но лошадей «разогревают» на трассе, и можно разглядеть и коней, и наездников. У каждой команды — свой цвет шлемов и камзолов. Комментатор, главный судья соревнований, директор Новосибирского ипподрома Николай Иванович Ошаров объясняет в микрофон: это, мол, чтобы зрителям было удобнее различать команды. Хотя, похоже, кроме меня все прочие зрители команды узнают и без фирменных цветов. Зато выступать в камзолах — торжественно и пафосно. Прислушайтесь: «Камзолы ярко-красные с синими шевронами, шлемы черные. Команда ООО «Валенсия» Или «Камзолы синие, шлемы коричневые» Частники едут кто в чем. Иногда просто в брюках и свитере. Не знаю, за кого болеть. Выбираю по любимым цветам: синий с коричневым. Это команда с обнадеживающим названием «Виктория». Как выяснилось, я сделала хороший выбор.
Болельщиков много, и машины все подъезжают. Здесь и девушки в шортах и сандалиях, и девушки в блестящих вечерних платьях. Мамы с грудными детьми, и с детьми постарше, дочки наряжены как принцессы. Малышей катают на пони. Пони победно ржет. Праздник — так для всех!
Примерно посередине между рядами палаток с шашлыками, мороженым и пивом и —собственно зрительской частью ипподрома стоят девушки в милицейской форме. Что удивительно — молодежи с пивом в руках они предлагают допить его возле палаток. Что еще удивительнее — молодежь не возражает.
Причем тут «Газель»? — спросите вы. Да вон же она стоит, рядом с машиной скорой помощи. На борту, крупно — «приз губернатора». Команда-победитель в самом деле уедет домой «на Газели». За каждый отдельный заезд тоже назначен приз, хотя он куда скромнее — в конверте не более десяти тысяч. Затраты на содержание лошади несопоставимы с выигрышем. Тем более — ее стоимость. Есть среди участников соревнований и такие лошади, что стоят миллион.
Отдельно — о лошадиных … именах. Ну не скажешь же «кличка» про Галантного, или Дездемону, Интригу или Магната, я уже не говорю про Аристотеля.
—Кто важнее для победы — лошадь или наездник? — спрашиваю чуть позже у единственной девушки — призера Марии Летуновой. И слышу в ответ:
— Пара! Они должны думать и чувствовать, как один. Надо много часов провести вместе, в долгой, каждодневной работе.
Их заезд только что закончился. Скачки на двухлетках, которые впервые выступают на публике, шли вне конкурса, но оказались одними из самых азартных и увлекательных. Мария обошла соперников, почти в полете по трассе, недаром ее коня зовут «Дельтаплан». А потом она долго водила Дельтаплана кругами по полю, а тот все никак не успокаивался, все рвался продолжить полет.
Работа каждодневная в полном смысле слова, в лучшем случае с одним выходным. Хотя у Марии, например, лошади — не профессиональное занятие, а как она сказала — хобби. Хобби этим Мария занимается 18 лет. На ипподром пришла в десять лет, в Новосибирске. Закончила ветеринарный факультет сельхозакадемии, отправилась служить в конную милицию, заместителем командира взвода в полку ППС. В поселок Пушной Черепановского района переехала из города к мужу. (Виталий Летунов, кстати, тоже выиграл скачку, за несколько заездов до Марии). После рождения ребенка через два месяца села на лошадь. И скоро собирается выходить и на работу…. инспектором ДПС. Деревенская жизнь нравится — ближе к любимым лошадям. А в театр захочется, — можно съездить, не проблема. Спрашиваю еще, почему так мало женщин выступает (всего двое). В конном спорте нет женских и мужских команд, нормативов и пр. Но женщин, как правило, большинство, везде — от секций для начинающих, куда приходят девчонки младшей и средней школы, до европейских и мировых первенств.
—Здесь село, — улыбается Мария, — тут у женщин столько работы, не до спорта.
* * *
Скачки, как написано в программке соревнований, это «ипподромные испытания на скорость лошадей верховых пород, позволяющие отбирать для племенных целей лошадей высокой резвости». Кстати, первоначально лошадей испытывали рысью только под седлом, причём во Франции эта традиция сохранилась до сих пор. Первые бега американских рысаков в США в 1806 году также проводились под седлом. Первые бега рысаков в России и первые бега рысаков в упряжке начались с 1776 года, когда граф А. Г. Орлов-Чесменский начал испытывать своих лошадей, родоначальников орловской рысистой породы. За рубежом первые испытания рысаков в упряжке состоялись в 1829 году. Уже в те времена переход на галоп был запрещён, лошади должны были бежать только рысью. Первоначально в России, как родоначальнице бегов в упряжке, лошадей испытывали в русской упряжи: зимой в санях с дугой, летом в четырёхколёсных дрожках. Позднее американцы придумали лёгкие двухколёсные «американки» с огромными колёсами, а затем размер колёс уменьшили до обычного и назвали «сулки» (в России этот экипаж называется «качалка»).

Кроме скачек соревнования в Черепаново тоже включают бега, когда наездник правит лошадью, сидя в коляске—«качалке», а точнее — на перекладине между двумя колесами. Еще — заезд троек, и соревнования по срочной доставке грузов. Последние — совсем не зрелищные. Представьте: вот по кругу мимо вас проносятся пара: всадник — белые лосины, зеленый камзол, или черные лосины, красный камзол, а конь под ним — легкий, быстрый, горячий, — картинка! А где-то вдалеке, на втором, внутреннем круге ипподрома вы видите всего-навсего лошадку, везущую… ну не хворосту воз, так груженую телегу. И болельщики не кричат, опасно перевешиваясь через перекладины: «Юра, «Газель» стоит!», «Геннадий Иванович, давай!» (капитаны команд ЗАО «Крутишинский» и ООО «Валенсия» мастера-наездники Кобзев Юрий Михайлович и Желтиков Геннадий Иванович). Да и комментатор объявляет этот заезд, и старт его, и финиш, — так, между делом, без эффектных пауз. Но именно эти заезды показывают: лошадь — не только партнер для спорта. Без нее на наших просторах и дорогах не обойтись.
Капитан команды «Виктория» Анатолий Алексеевич Адов, рассказывает:
—У нас в районе совхоз «Вперед» выращивал лошадей Кузнецкой породы — специально упряжную, спокойную, не нервную. Они постоянно пропагандировали, что коневодство для сельского хозяйства — отрасль нужная. В соревнованиях участвовали. Сейчас после всех перестроек у них маленечко осталось этих лошадей…
Команда «Виктория» заняла почетное третье место. Так сказал Евгений Михайлович Лещенко, начальник управления сельского хозяйства Черепановского района. Интервью он дал на диво короткое. Потому что перед соревнованиями и во время их было некогда: вся организация праздника — дело его управления, награды после каждого заезда вручал тоже он, вместе со спонсорами, которых удалось найти для каждого победителя. А после пяти часов такой работы на ветру и солнцепеке, сил на разговоры уже не осталось.
Разве только о «Виктории». Ее капитану — 72 года. Он объединил в команду нескольких частных коневладельцев района. Деньги в подготовку лошадей они зачастую вкладывают свои. Спасибо, птицефабрика «Посевнинская» помогает с кормами. Адов горячился:
— Нам ну хотя бы полмиллиона! И шансов на первое место у нас намного больше было бы! Хотя мы и нынче с такими-то средствами, с такими-то возможностями неплохо приехали. А нам бы пару коней купить, да сбрую заменить. В сбрую-то вкладываешь тоже. Я вот купил «качалку»(коляску для наездника), она стоит 60 тысяч! Сбруя спортивная на «качалку» стоит 11-13 тысяч, Кони стоят очень дорого — хорошие кони, ну а плохие зачем нам?
* * *
Разговор этот состоялся, когда соревнования закончились и поле стремительно пустело. . А перед последним заездом освобождались места у съестных палаток. Этот заезд нельзя было пропустить: разница в очках у команд — один балл!. Последняя дистанция, последние 2400метров решали — кто уедет на Газели? До последнего момента стоявшие рядом со мной болельщики уверяли друг друга, что экипаж команды ЗАО «Крутишинское», победителя двух прошлых лет, догонит экипаж ЗАО ПЗ «Медведский». «Да вот же. уже догоняет! Почти догнал!» Хотя с поворота, на финишный участок было понятно — идет вторым.
— Племзавод «Медведский» победил не потому, что «Крутишинские» сдали позиции, — просто, другие хозяйства поднимаются до их уровня. , — комментировал Лещенко. И вот тут-то он и сказал, что команда «Виктория» — энтузиасты и подвижники. Одно дело — создать и тренировать команду при племзаводе. и совсем другое дело — когда все ее участники, конечно, знают и любят лошадей, но живут в разных деревнях. И многие из них — пенсионеры. Подготовка коней к соревнованиям — это корма, прививки, витамины, тренировки. А капитану «Виктории» надо не только все это обеспечить, но еще и объезжать своих «спортсменов», создавать из разбросанных по району любителей — команду.
—Ну и зачем вам это? — спрашиваю Адова, — Такие хлопоты на восьмом десятке?
—.Затем, что я жить хочу! Жить, а не существовать. И лошади…они живые! Это вам не машина и не самолет!
* * *
Осталось сказать, что лошадей сейчас в Черепановском районе — около 900. Что это единственный район в области, где каждый год проходят конные соревнования такого масштаба. Что черепановские конники выступают и в соседних городах, и привозят призовые места, иногда — победные. Наконец, что в последние годы в соревнованиях все больше принимают участие частные коневладельцы.
В общем, лошади — это вам не машина, и не самолет!..

 

Елена Климова
 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.