О краеведении, фотографии и не только

«…Один из основателей областничества – Г.Н. Потанин еще в 1874 году разработал проект, названный им «концентрическим родиноведением». Сущность его заключалась в описании концентрическими кругами малой родины: первый круг: география и жизнь человека в малых локусах; второй круг — область в физическом и социальном отношении; третий круг — Россия….»
См полный текст статьи Ирины Октябрьской для журнала «60-я параллель» >>>

Традиционно под краеведением понимают всестороннее изучение части страны, региона, города, деревни и тд. местным населением, для которого эта территория считается родным краем.
Краеведческое движение в России формировалось в XIX века в ходе развития экономической и социо-культурной инфраструктуры регионов огромной страны одновременно со становлением земства – тех, кто занимался землеустройством, строил дороги, лечил людей, создавал школы и думал о преобразовании глубинки.

Подъем отечественного краеведения был связан со становлением общероссийского и регионального самосознания и совпадал с эпохой глобальных социальных перемен. В речи по поводу кончины императора Александра III в 1894 году в Императорском Русском Географическом обществе его вице-председатель выдающийся путешественник и ученый П.П. Семенов-Тянь-Шанский говорил о необходимости развития отчизноведения.
В Сибири расцвет краеведения пришелся на конец XIX и первое десятилетие XX века. Все начиналось с создания провинциальных музеев или возобновления их деятельности: в Тобольске – в 1870 году , в Минусинске – в 1877, Омске – в 1878, Енисейске – в 1883, Нерчинске – в 1886, Красноярске – в 1889, Якутске – в 1891, Иркутске – в 1891 (1782), Барнауле – в 1892 (1827), Троицкосавске – в 1894, Чите – в 1895 .
В Омске в 1868-1878-е годы существовало Общество исследователей Западной Сибири; в 1877 году был создан Западно-Сибирский Отдел Императорского Русского Географического общества. За 1877-1919 годы он провел десятки экспедиций и экскурсий, издал 85 томов «Известий» и «Записок», создал музей и библиотеку.

Идеологию сибирского краеведения в тот период в значительной степени определяло движение регионализма (областничества), лидеры которого настаивали на достойном месте восточных окраин в структуре Российской империи. Один из основателей областничества – Г.Н. Потанин еще в 1874 году разработал проект, названный им «концентрическим родиноведением». Сущность его заключалась в описании концентрическими кругами малой родины: первый круг: география и жизнь человека в малых локусах; второй круг — область в физическом и социальном отношении; третий круг — Россия.

В развитии родиноведения особое место уделялось образам территорий. Фотография с момента своего появления в России рассматривалась как важнейший инструмент описания месторазвития (в терминологии гуманитарной науки того периода). Первые краеведческие (страноведческие) фотосессии появились в 1880-1890-е годы. Русское географическое общество, высоко оценив возможности фотографии, всемерно поддерживало визуальные исследования. Так за фотоколлекцию, отснятую в экспедиции по Туве и Алтаю, в 1880-м году ее автору – выдающемуся исследователю Северной Азии и журналисту Александру Адрианову была присуждена серебряная медаль.

В 1880-х годах появился жанр публицистического фоторепортажа. Его основоположником в России стал Михаил Дмитриев, открывший в 1886 году свою мастерскую в Нижнем Новгороде. Получили известность его «Волжская коллекция» и альбом «Неурожайные 1891–1892-е годы в Нижегородской губернии». В 1894 году, когда Министерство внутренних дел разрешило бланки открытых писем в стандарте Всемирного почтового союза, репортажная съемка стала широко востребованной. Сотрудничавший с Министерством Императорского двора, с крупнейшими российскими журналами и проч. – петербургский фотограф Карл Булла одним из первых стал работать в этом направлении. Он фиксировал все стороны жизни российского общества, создавал образы места и времени.

Фотография как актуальное искусство широко использовалось в презентационных практиках. На Парижской всемирной выставки 1899 года провинции Российской империи представляли серии фоторепортажей. Среди центров, поддерживающих современную фотографию были: этнографической бюро князя Тенишева, Музей антропологи и этнографии имени Петра Великого, Государственный Русский музей, учрежденный по Указу императора Николая II в 1895 году и открытый в 1898 году и тд..

В 1901 году в Петербурге была создана «фотомеханическая мастерская» Сергея Прокудина-Горского. В 1909 году он получил имперский заказ заснять жизнь всех областей России. Проект продолжался шесть лет. Совпадая с празднованием 300-летия правящего дома Романовых (1913 г.), он манифестировал амбиции государства на пороге новой эпохи.
Усилиями фотографа создавался образ державного целого. Эта фотоколлекция демонстрировалась в России в 1918 году. Вскоре Сергей Прокудин-Горский покинул РСФСР. Много лет спустя в 2001 году Библиотека Конгресса США организовала выставку его материалов — «Империя, которой была Россия». Концепция выставки воспроизводила идеологему, актуальную для страны в начале ХХ в. переживавшей период модернизации.

Культурные, политические, социально-экономические практики того времени ориентировались на моделирование и использование образов общероссийского историко-культурного пространства во всем его многообразии.

Многие российские фотографы и в столицах и в провинции работали в формате жанровой фотографии. Среди фотографов начала XX века выделялся жанровыми снимками на темы крестьянской жизни Сергей Лобовиков. Он удостоился наград Первой Международной выставки фотографии в Петербурге, Дрезденской выставки 1909 года, выставки в Будапеште 1910 года и тд. Фотоописания и репортаж обретали черты типических обобщений – народы, культуры, города становились брендами огромного государства. Эти тенденции были характерны для всей России.
В 1908 году в Санкт-Петербурге при активном участии сибирской группы депутатов Государственной думы возникло «Общество изучения Сибири и улучшения ее быта». Отделения Общества были созданы во многих сибирских городах — в Тобольске, Омске, Мариинске, Новониколаевске, Бийске, Томске, Красноярске, Иркутске, Чите и т.д. В деятельности Общества отчетливо обозначился интерес к локальной истории. Так, Новониколаевский отдел предполагал написать о селе Бердском и Сузунском монетном заводе.

Фотография в эти годы рассматривалась как средство визуализации истории и отражение живой реальности российской глубинки. На Алтае, в Барнауле с 1894 г. начала работу фотомастерская Сергея Борисова. Заявив о себе как талантливом портретисте и городском фоторепортере, с 1907 года он осуществлял экспедиции по Горному Алтаю. Его деятельность корреспондировала с работой Общества изучения Алтайского края, созданного в 1891 году. Специальная «Программа для собирания сведений о природе и населении Алтая» Общества предполагала комплексную характеристику территории. Фотосъемки были частью региональных исследовательских программ. В план съемочной работы Сергея Борисова входили не только пейзажи, но и жанровые, этнографические этюды. Созданные им образы Алтая тиражировались в десятках снимков для стереоскопов и открытых писем.< Краеведение как форма родиноведения переживало подъем в начале ХХ века. В ходе политического перелома 1917 года началось переосмысление уже сложившихся ценностей, национальных и региональных брендов. Социально-классовые антагонизмы определили стилистку историко-культурной рефлексии. Краеведческое движение в 1920-е годы являлось попыткой осмысления нового витка истории, как на общероссийском, так и на локальном уровнях. Оно не замирало даже в период гражданской войны. В Сибири, в Томске в 1919 году по инициативе университетской профессуры и при личной поддержке адмирала А.В. Колчака был создан Институт исследования Сибири, который ставил своей целью научно-практическое исследование региона в целях наиболее рационального использования его ресурсного потенциала и культурно-экономического развития. Советская власть, утвердившаяся в пространстве большей части бывшей империи к середине 1920-х сохраняла преемственность в области многих социо-культурных трендов. При поддержке наркома просвещения Анатолия Луначарского был создан Высший институт фотографии и фототехники. Восстановило свою деятельность Географическое общество. В 1921 г. в Москве прошла Первая Всероссийская конференция научных обществ по краеведению. В 1922 г. было создано Центральное бюро краеведения. В 1925 г. в Новониколаевске возникло Общество изучения Сибири и ее производительных сил, при котором издавался журнала «Сибиреведение». В том же году в Иркутске прошел Первый Восточно-Сибирский краеведческий съезд, а в 1926 г. в Новосибирске - Первый научно-исследовательский съезд Сибири. В русле этой деятельности началась подготовка издания Сибирской советской энциклопедии. К 1930 г. Ассоциация краеведческих организаций Сибири объединяла 18 обществ краеведения, 18 музеев и 4 отдела Географического общества. Эти инициативы отражали острую потребность в развитии комплексных исследований на уровне региона и отдельных его городов и территорий. Но уже в августе 1937 г. постановлением Совнаркома РСФСР «О реорганизации краеведческой работы в центре и на местах» краеведение потеряло статус независимого общественного движения, став прерогативой местных музеев.< Одновременно с краеведением менялись подходы к отечественной фотографии. В масштабах России и ее отдельных регионов она была интегрирована в официальные социально-политические практики, обслуживающие государственную политическую систему. По идеологии и стилистике фотография приблизилась к знаково нагруженному тексту, отражающему пафос социалистического строительства. Но с течением времени на периферии газетных пространств, часто в рамках академических и художественных практик происходило дальнейшее развитии репортажной, историко-культурной, антропологической фотографии. Ее движение от политического штампа к многообразию жизни происходило одновременно с оживление краеведческого движения в 1950- 1980-е годы. На съезде Географического общества, прошедшем в 1980 году, впервые прозвучала задача развития комплексных исследований в парадигме: «человек – общество – окружающая природная среда».< Очередным взрывом в развитии краеведческого движения было отмечено последнее десятилетие XX века, когда социально-политические потрясения в России вновь потребовали их осмысления. Вслед за краеведением, фотография как искусство светоотражения преломила все изменения в жизни и идеологии постсоветского общества. К началу ХХI в. в модернизации России ставка была сделана на человеческий потенциал. В стратегиях политиков, экономистов, маркетологов многоликое народонаселение государства превратилось в продукт и товар территории. Акцент презентационных журналистских и фотографических практик был перенесен на антропологическую составляющую и интерпретацию культурного наполнения пространства. Популярность в России мировых публицистических брендов «GEO» и «National Geographic» била все рекорды. В 2001 году Российским НИИ культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачёва была издана коллективная монография «Культурная география»; с 2004 году начал издаваться альманах «Гуманитарная география». Год от года увеличивалось количество региональных энциклопедий и краеведческих изданий. В Сибири появились журалы: «Сибирская старина» (Томск), «Земля Иркутская», «Омская старина», «Разыскания» (Кемерово), «Сибирский исторический журнал» (Тюмень), «Кузнецкая старина» (Новокузнецк), «Бийский вестник», «Неизвестная Сибирь» (Новосибирск), «60-я параллель» (Сургут) и т.д.

Образы территорий а вместе с ними и документальная фотография вновь оказались в фокусе общественного внимания. Одним из первых на изменения конъюнктуры откликнулось новосибирское фото-сообщество. В феврале 1990 года Новосибирску был присвоен статус исторического города как центра науки и культуры Сибири, а в 2000 году указом президента РФ был образован Сибирский федеральный округ, центром которого был избран Новосибирск. Проблемы формирования и улучшение имиджа территории, ее престижа, деловой и социальной конкурентоспособности в масштабах всей Сибири стали жизненно важной проблемой для этого регионального центра.

В 2002 году Агентством «Открытая Сибирь» (со штаб-квартирой в Новосибирске) в партнерстве с ресурсом Photographer.Ru и Институтом археологии и этнографии СО РАН была инициирована международная фото-экспедиция «Люди на границах» (Горный Алтай – Шория – Хакасия – Тыва), продолжением которой стал марафон«Восемь рек Северной Азии» (Енисей с притоками и Анадырь в 2003 году, Иртыш — в 2004), и фото-экспедиции ИАЭТ СО РАН – «Алтай – четыре времени года» (2005-2006), «Народные промыслы Сибири» (2008-2009) и тд..

Направление, заданное региональной сибирской фотографией, получило развитие в рамках общероссийских выставочных и конкурсных проектов. В 2003 г. в Сургуте состоялась первая Международная Сибирская фото-биеннале, где в качестве конкурсной была выделена тема «Люди на Севере». В 2004 г. в Нижнем Новгороде впервые прошел Международный фестиваль фотографии «Волжская биеннале», организованный в рамках Федеральной целевой программы «Культура России». Его брендом стала номинация «Люди на Волге (Многонациональная Волга)».

Перспектива превращения фотографии в инструмент эффективного маркетинга территории и консолидации российского сообщества осознавалась как чрезвычайно актуальная на академическом, административном и общественно-публицистическом уровнях. Эта цель стала одной из приоритетных в деятельности Союза фотохудожников России, оформившегося в 1991 году.

В 2009 году Агентство регионального маркетинга Новосибирской области инициировало документальный фотопроект «Родинки на карте». Он стартовал в 2009 году вслед за проведением в Новосибирске фотовыставки «МЫ» — первой полномасштабной презентации одного из самых популярных русскоязычных сетевых проектов в сфере документальной фотографии и фотожурналистики «Фотополигон».

Выставка, представляя взгляд современных фотографов на жизнь сегодняшней России, стала еще одним поводов к размышлению на темы российской и региональной идентичности в формате краеведения новой волны. Спродюсированный Новосибирском выставочный проект стал отражением общероссийской тенденции. В 2009 году специальный номер альманаха «Гуманитарная география» Российского НИИ культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачёва вышел под грифом «Россия: воображение пространства/ пространство воображения».

Описание национального сообщества и его месторазвития вернула российский общественно-публицистический дискурс к проблематике начала ХХ века – к начальным этапам модернизации Российского государства и истокам консолидации российского общества, к поискам глобальных и локальных образов большой и малой Родины. Регионоведение определило концептуальное сопровождение стратегий массмедиа, образовательных и популяризаторских программ 1990-2000-х годов.

В 2009-2010 году был реализован федеральный телевизионно-публицистический проект Алексея Иванова и Леонида Парфенова «Хребет России», ставший визитной карточкой Урала. Он был задуман в 2006 году как продолжение регионоведческих (краеведческих) публицистических изысканий одного из популярных беллетристов России Алексея Иванова. В итоговой версии «Хребет России» представлял собой историко-географическое путешествие по Уралу. Вслед за телевизионным сериалом вышла книга Алексея Иванова «Хребет России. Герои. Заводы. Мастера. Матрица», объединившая 100 очерков и почти 600 фотографий об Урале. Книга стала «посланием» российской окраины. Ее автору удалось показать, как уникальность каждого региона формирует уникальность огромной страны. Жанр сочинения специалисты определили как «идентификацию региона». На ярмарке «Книги России» 2010 г. в ходе проведения VI Всероссийского конкурса литературы «Малая Родина» Алексей Иванов был отмечен премией за проект «Пермь как текст».

Истории нестоличной России определили содержание фото- и журналистских исследований в рамках проекта «Родинки на карте». Фоторепортаж превратился в рассказ о буднях малых городов, поселков, деревень — «малых родин», с которых начинается регион и страна. Его фабулу все более и более определяли судьбы и образы людей. Личностный подход, акцентирующий возможности человеческого потенциала, стал превалировать в обосновании притягательности территории в общероссийском масштабе. Фотография, будучи средством описания реальности, формирует пространство понимания и самопостижения авторов, героев и регионов.

Базовый формат новосибирского проекта «Родинки на карте» — фотоблог-сообщество на платформе Делового портала НСО Newsib.ru. Его открытый характер определил перспективы развития темы, получившей искренний отклик на местах. За год существования проект маркетинга территории вырос в коллективную фотолетопись. Сотворчество в создании образа и имиджа региона стало одним из главных итогов его развития.
«Родинки на карте», выйдя за рамки административной инициативы, превратились в долгосрочный проект актуализации человеческого потенциала, имеющий большое социальное значение и высокий гуманитарный смысл постижения и сотворения малой родины как части большого целого.

В условиях современной России попытка создания позитивного имиджа территорий обернулась попыткой преобразования их социального контента.
Изменились формы и методы краеведческой деятельности, но ее смысл и назначение остались прежними. Россия начала ХХI века повторила искания начала ХХ века.

Текст Ирины Октябрьской

***Фотографии С.Прокудина-Горского см, например, ТУТ или ТУТ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.