В гору


Паломники у неизбывной чаши на вершине Синюхи
Отчего-то вопрос «Зачем?» нелепо звучит среди тех, кто собрался подняться на гору Синюха. Молодая женщина смотрит со светлым участием и объясняет, стараясь быть понятной:
— А как еще душу спасать?… Вы помните, в школе мы читаем рассказ Аркадия Гайдара «Горячий камень» — программа третьего класса: мальчик нашел камень, исполняющий желанья… Но чуда не случилось… А как мы понимаем чудо?…- и дидактическая пауза переходит во вздох надежды — Хочется ведь с собой и с людьми в мире быть…
— И девочка Ваша пойдет? — Пойдет сколько сможет. — А дальше? — На руках. — А сколько ей? – Два с половиной.
Курьинский район, Алтайский край, 2012
Текст © Ирина Октябрьская. Фото © Валерий Кламм

Женщины и мужчины – прихожане и священники Рубцовского благочиния с семьями, детьми и внуками – около ста человек расположились лагерем у озера Белого. Палатки, костры, радостный шум свободного вечера у воды. Но на лицах и в голосе ожидание. На груди — образки.
— Святой Тимофей он всегда со мной. А Вы Богоматерь возьмите – а кто ее выше… Вот иду, не знаю, смогу ли… Уж два раза поднималась. Бог даст — и в третий с молитвой восползу. Какое тут восхождение…
Высота горы Синюхи 1210 метров. Тропа к ее вершине начинается от креста на месте легендарной часовни у подножия; петляет между деревьями, поднимается по корням, пересекает большие валуны.

На середине пути – источник. Нужно прочитать молитвы. Можно умыться, перевести дыхание и поговорить.
— Откуда мы приехали? Из Норильска, сестра — из Междуреченска, хотя урожденные здешние. А почему поднимаемся? Ну, почему люди ходят по святым местам – им хочется гармонии. Уедешь без связи, без машины в тишину и страшно возвращаться в мир. И замечаешь, что начинают происходить чудеса – кажется, что ничего уже нельзя спасти в жизни, а все вдруг становится на свои места. Не потому что меняется мир, потому что меняешься сам.
От родника подъем становится тяжелее. На одном из уступов прислонилась от усталости к еловому стволу бабушка в черной шелковой кофте; задохнувшись, вдруг сказала – «Только здесь и почувствуешь немощь свою. По огороду ползаю, не замечаю. А вот уже и сил нет… И охота все преодолеть…» И улыбнулась, и просияла глазами. — А сколько Вам лет? – Семьдесят два. И пошла дальше, тяжело и привычно карабкаясь по тропе, как по жизни
Там, где у кромки леса, начинается каменный пояс, неожиданно появляется связь и оживают мобильники…
— Мам, если оладьи из кабачков, надо яйца добавлять?… — Ох, вот и я своих оставила на три дня…
— Бабушка ты где? – Я на горе, внучек.- Бабушка – там дракон, он тебя съест. Я убегу…
А впереди еще один здоровенный валун и надо подняться и на этот, и на другой.
Тропа заканчивается на зеленой поляне, подернутой лиловым чабрецом там, где открывается небесный простор и вдаль убегают синие горы. На вершине – два плоских камня — неизбывные чаши, всегда наполненные водой. Говорят, что вода их целительная и святая. Говорят, что на вершине и происходят чудеса.
— А правда бывают чудеса? – Ой, один парень в автобусе говорил, что если на Синюху подняться, все грехи спишутся. А еще рассказывали: кемеровчане приезжали на одной машине – ребеночка просить — и родили; на другой год пять машин приехало – джип попросили – купили…, на третий год на 15 машинах приехали…
И щелкают затворы фотоаппарата, документируя предчувствие чуда. И оно у каждого свое.И каждый проходит свой путь, чтобы одолеть свою немощь и подняться на свою вершину.
— А Вы о чем просили? — Да о чем мне просить – я с двенадцати круглая сирота. Сейчас пятьдесят три. Рано замуж вышла, дети у меня, внуки. И страшно за них. Грехи человеческие до четвертого колена тянутся. За что моим внучикам мои грехи. И дальше уже со слезами – Я их люблю… Вот и поднялась. И хоть полжизни на огороде, как лошадь пашу, но силы уже не те. А хотелось за детей – с верой. Вот – получилось.
И уже провел молебен у креста на вершине благочинный отец Михаил, поначалу упавший без сил. Внучка и на молебне, кажется, не отпускала его руки. И прозвучали слова короткой проповеди и про Горний Иерусалим, и про Иордан и про Святой крест. А после, светясь умиротворением и гордостью, он подошел сказать, что рад – рад, что взошел, хотя опасался; рад, что день хороший и люди с молитвой поднялись. – А Вы как? И неожиданно для себя сдерживая слезы, вдруг захотелось произнести — Спасибо за чудо…

** Материал подготовлен при поддержке ИАЭТ СО РАН в рамках выполнения гранта РГНФ № 12-01-00199 а.
*** Выражаем благодарность за помощь и поддержку сотрудникам отдела культуры Администрации Курьинского района Алтайского края, а также руководству Рубцовского благочиния и местной православной религиозной организации прихода Знаменской церкви села Курья Алтайского Края Барнаульской епархии Русской православной церкви, священникам и прихожанам.

Знаменская церковь села Курья. Отсюда начинается путь на Синюху

Паломницы ждут автобуса на ступенях Знаменской церкви

Иерей Сергей Котельников, настоятель Знаменской церкви 11 лет возглавляет Курьинский сельский приход. Выбрал его из многих и не пожалел – община сложилась дружная, отношения – добросердечные. Сейчас главная забота – восстановление храма

Протоирей Михаил Кизюн служит церкви более тридцати лет. Возглавляет Рубцовское благочиние, в котором объединены одиннадцать приходов. Он был одним из тех, кто восемнадцать лет назад возродил паломничество на гору Синюху. Поднимается со всей своей семьей – с матушкой, детьми и внуками. Каждый раз дает зарок – что уже в последний раз. Но не может удержаться

Погрузка в автобус в Курье у Храма Знамения

Паломники встали лагерем на озере Белое в предгорьях Синюхи

Начало дня восхождения

Рассказывают, что подниматься на Синюху начали в давние времена, когда однажды во время засухи пошел на здешние леса из Казахстана страшный червяк. От деревьев оставались голые стволы. И ничего не помогало — ни порубки, ни пал. Тогда люди решили обратиться к Богу и поднялись повыше – на гору. Когда стали читать молитву на вершине – вокруг Синюхи заклубились тучи. Стали спускаться – хлынул дождь. Он лил три дня и смыл всю нечисть. Было это на Троицу, на Духов день.

Крест у подножия Синюхи воздвигнут на месте старого скита, или часовни. Говорят, что в прежние времена здесь жили монахини, каждый день понимавшиеся на гору. А при советской власти у горы оцепления выставляли

Из-за ранней Троицы восхождение на Синюху стали откладывать на более поздний срок, чтобы было тепло и не так опасно из-за клещей. В нынешний год отодвинули его за Петровский пост

… До вершины еще больше двух часов хода..

17 июля Русская православная церковь отмечает день памяти святых царственных страстотерпцев — последнего российского императора и его семьи. На Синюху несли икону в их честь….

Благочинный отец Михаил первым шел по тропе. И хоть было ему тяжело, к восхождению он относился со спокойной радостной верой, что все будет хорошо, и все – и старики и маленькие дети – поднимутся на вершину

Половина пути — источник

Восползли…

На вершине Синюхи каменные чаши – в них всегда стоит вода. Пробовали ее вычерпывать, вытирали досуха, но она появлялась вновь. Рассказывают, что были случаи — и этой водой совершалось исцеление

Паломнице свело ноги судорогой, ей помогают молитвой и водой из неизбывной чаши

Веревка-страховка для маленькой Юли

Снова внизу
type="text/javascript" src="//s7.addthis.com/js/300/addthis_widget.js#pubid=wp-b661f4f308f3281969d823560167bd9c " async="async" >

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *