Людское свойство

001_15B5293
В условиях конкурса Photovisa написано: «Память – людское свойство. Мы, люди, одушевляем окружающий мир. Мы принимаем его без сомнения: мы насыщаем его своими смыслами, и он существует в нас, пока мы живы. Мы мыслим, помним, верим. Мы проецируем себя вовне и считаем, что камни помнят, земля помнит, помнят старые фотографии и дорогие нам вещи. Память и язык – две важнейших характеристики человечества, нами же, людьми, выбранные, чтобы объяснить самим себе, кто мы и откуда мы, чтобы выделить себя из окружающей природы…»
Здесь — моя заявка в номинацию «Серия» — из съемок разных лет про праздник Троицы.
Фото: © Валерий Кламм

Народный праздник Троицы имеет дохристианские корни. В этот день нужно «оплакать траву, чтобы был урожай». Людно в украшенных зеленью православных храмах и на кладбищах, живые поминают ушедших, делят с ними еду и хмельное…
В этом дне — память, надежда и что-то третье, за пределами слов.

В воскресенье, на пятидесятый день от Пасхи, православная церковь отмечает день Святой Троицы. Согласно традиции, в день Пятидесятницы Дух Святой снизошел на апостолов, открыв им тайны разных языков. Таинство Святой Троицы было явлено в Святом Духе, исходящем от Бога-Отца по обещанию Бога-Сына.
В 14-16 веках Троица распространилась в русских землях, соединившись с древними праздниками возрождения и обновления мира.

В России Троицу, отмечавшую «именины земли» на рубеже весны и лета, называли Зеленой неделей. В день Троицы дома и храмы украшали зеленью в знак процветания христианской Церкви и обновления всего сущего силой Святого Духа. В российских городах и селах прихожане и по сей день выстаивают службы с букетиками ранних цветов и ветками березы.
В старину количество веточек в руке соответствовало числу грехов; нужно было плакать над ними, чтобы окропить каждый листок. Слезы означали дождь. Считалось, что после этого летом не будет засухи.
Простодушная прагматика народной веры превращала зелень, освященную церковной службой, в средство защиты от бед и болезней. На Троицу девушки плели венки и гадали на замужество.
Троицкому воскресенью предшествует Троицкий четверик и Троицкая родительская суббота, связанные с поминовением ушедших. А в понедельник наступает Духов день.
По традиции, на Троицу молятся за «безродных и безыменных». Негласно поминают самоубийц и неприкаянных грешников. В эти дни живые приходят к умершим, чтобы разделить с ними угощение. Просят прощения за то, что не уберегли и не сохранили.
В поминальных ритуалах российских кладбищ христианская догматика, опрокинутая в житейскую бездну, обретает истинный смысл.
Память и любовь освобождают от скверны греха. Троичная молитва об упокоении душ всех усопших, в том числе и «во аде держимых» рождает веру в избавление от страданий.
Российская Троица, преломленная через человеческие судьбы, превращается в триединство жизни, смерти и надежды. Прошлого, настоящего и будущего

Текст и подписи © Ирина Октябрьская
002_034R

003_17B4555
К полудню на кладбище села Бергуль людно и празднично: взрослые, дети, цветы и застолья. Жители Бергуля, их родственники из дальних и ближних мест собрались на могилах близких — их прибирали, выставляли угощение. Где-то причитали над недавно ушедшими; одиноко печалились у старых и новых оградок. Где-то тихо и торжественно поминали родителей, всех родственников и свойственников: поминать у кержаков издавна было заведено, но не на Родительский день, а перед Троицей.
004_3172

005_034L
В Троицу в Бийске.
006_17B4623
Село Бергуль.
007_17B4586
Бывшие соседи встречаются на дорожках и вдруг узнают друг друга — те, кто уехал когда-то и те, кто остался: Ты помнишь ли как в войну, когда только бабы в деревне остались, и дров было негде взять, все березы на кладбище поспиливали. А вишь, уже новые наросли — не пройти, не обхватить.
Дети бегают по кладбищу, замирая то у одной, то у другой могилы: Это твой прадедушка, он в войну машины через Ладогу водил, людей спасал; Это тетка наша – Анна Максимовна, как она пела; тогда деревня ох и голосистая была, от того и мы поем. Настежь открыты калитки оградок
008_VKlamm_2986

009_Oncle Misha
Цыган дядя Миша на могиле сына. Бийск
010_17B4679
У села Ичкала. Северный район, Новосибирская область
011_ 17B4469
Зайдите, помяните наших. Тут мама моя, это брат, дядя. Все свои.
012_17B4452
Течет под березами праздник живых и мертвых. И становится очень понятно, что умение поминать покойных и думать о родне по разные стороны явленного и неявленного бытия очень полезно. Это рождает уверенность в жизни и собственных силах: какая семья, столько родни, какой у нас папа был…
013_17B5178
На кладбищах в Троицу вспоминается простая, давно изреченная мысль, не имеющая прямого отношение к смерти: слово «счастье» происходит от слова «часть». Человек рождается, живет и умирает рядом со своими близкими. Он часть целого. Чтобы быть счастливым, важно это помнить – важно помнить своих.
014_VKlamm_3181

015_17B5527
В Пятидесятницу старшие думают об ушедшем, а дети играют в Троицу.
Старые песни возвращают память кержацкой деревни, родительского дома и надежду, что все сохранится и продолжится.
«…Зачем учить этим песням? – Разве это нужно объяснять? Так всегда было. Нам пели, мы поем, и наши дети должны это знать. В этом их корни. По-другому просто нельзя. Им здесь жить….»
На то и Троица, чтобы продолжалась жизнь, и обновлялся мир.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.