Васюганское болото считается одним из самых больших болот в мире, с площадью свыше 53 000 квадратных километров. С запада на восток оно простирается на 550км, с юга на север на 270 в основном на территории Томской области (частично Новосибирской, Омской и Тюменской областях). И, как говорят учёные, оно продолжает увеличиваться. С давних времён здесь проживают представители коренных народов: ханты, селькупы и эвенки, которых русские первопроходцы окрестили в своё время собирательным названием «остяки».
Съемки: Томская область, 2008-2009.
Фото, текст, подписи © Сергей Медведчиков
** На первом фото: Надя Тупова. Хантыйка по материнской линии. Одна из последних жителей деревни Айполово на месте священных хантыйских обрядов. Её родители с ней и братом решили перебраться на новое место жительства. Старшему брату пора идти в школу и у родителей нет никакой возможности возить его каждый день в ближайшую школу по реке за 50 км. Айполово.
Болото располагается на территории Васюганской равнины, вдоль реки с одноимённым названием — Васюган. Это чудо природы обладает колоссальными запасами торфа, который, как известно, выполняет функции фильтра очищающего воздух. Многие сибирские реки берут отсюда своё начало, а также здесь расположены тысячи больших и малых озёр.
Васюганское болото находится далеко от людских потоков и туристических троп. Часть населения, проживающего как на территории болота, так и вокруг, на прилегающих к нему землях, занимается охотой и рыбалкой, сбором ягод и грибов и ведёт натуральное хозяйство. Но большинство людей имеет отношение к нефтегазовому комплексу, так как в этих местах работают компании добывающие нефть и газ, на многочисленных месторождениях.
С одной стороны – это дает возможность многим людям зарабатывать неплохие по российским меркам деньги и жить довольно зажиточно по сравнению с жителями некоторых других регионов страны. С другой, промышленная добыча углеводородов наносит невосполнимый вред флоре и фауне региона, другую большую экологическую опасность представляют отработанные ступени ракет-носителей, взлетающих с космодрома «Байконур», которые, по договору с Казахстаном, падают как раз на территории Васюганского болота.
Часть жителей оказались здесь в период сталинских репрессий, когда они сами или их родители были депортированы на Васюганье в трагические для страны времена. Выбор сталинской диктатуры вполне понятен, ведь этот край известен как место ссылки ещё со времён царской России. Период тридцатых годов XX века принес в эти края много человеческих мук и страданий. Баржи НКВД, гружённые тысячами спецпереселенцев (так называли людей, высланных сталинским режимом из мест их постоянного проживания, зачастую без каких-либо судебных решений, в основном по национальному или социальному признаку), проплывая по реке Васюган, высаживали людей по очереди то на правом, то на левом берегу, через каждые пять километров. С собой позволяли взять только самое необходимое: одежду, инструменты, минимум питания. На месте высадки люди основывали поселения. У большинства из них не было никакого опыта выживания в глухой тайге, где за сотни километров не было ни души. Масса людей умирало от болезней, холода и голода, имели место случаи людоедства. Приходилось адаптироваться и выживать в совершенно новых суровых условиях жизни. Неоценимую помощь спецпереселенцам в это трудное время оказывало коренное население этих мест, помогая продовольствием и обучая основным способам прокормить себя, — охота, рыбалка, сбор ягод и грибов. Так аборигены стали жить бок о бок с прибывающими ссыльными. Стали появляться смешанные браки.
Во второй половине XX века, во время освоения новых нефтяных месторождений, сюда приехало много квалифицированных специалистов: инженеров, геологов, учителей и т.д. Образовывались целые посёлки нефтяников, с населением 3000 – 5000 человек. Люди зарабатывали огромные для СССР деньги и имели возможность выезжать в гости к родственникам в другие города, отдыхать на курортах Советского Союза и, даже посещать страны социализма. Авиационное сообщение между посёлками, а также с ближайшими крупными городами было интенсивным, создавалась инфраструктура. Были построены школы, детские сады, предприятия соцкультбыта, клубы и кинотеатры. Как говорят очевидцы: «Жизнь бурлила».
Но постепенно, начиная с периода «Перестройки» кто из-за отсутствия работы, кто из-за сурового климата, люди начали покидать эти места, уезжая в Томск и другие, более южные города России. Очень многие, после падения «Железного занавеса», уехали на Родину своих предков: в Германию, Польшу, Израиль, Эстонию и другие страны. Численность населения сейчас во многих посёлках существенно сократилась, а многие деревни и исчезли совсем.
P.S. Выражаю искреннюю признательность Т.И.Мартыновой, В.М. Зарубиной, Н.Т. и А.Г. Базилевским, В. Фрайндт и многим другим людям за помощь в организации съёмок, за кров, гостеприимство и теплоту ваших сердец.
С. Медведчиков.
Лодочная стоянка на одном из притоков реки Обь. Парабель.
Семён Вилкин. Хант. Разменяв девятый десяток лет, является долгожителем среди мужского населения коренных народов. Мужчины у хантов, селькупов и кетов редко доживают до такого солидного возраста. Парабель.
Каргасок
Заготовители сена на отдыхе. Каргасок.
Сергей Уфимцев. Начальник нарымского лесничества в своём кабинете. Нарым.
Девочка играет на дороге. Много миллионов лет назад, на месте Васюганского болота было море, поэтому почва песчаная и дети могут найти естественную песочницу для игр на любом участке вдоль поселковой дороги. Новый Васюган.
Иван Филиппович. За избиение жены был сослан в Томскую область. До этого служил на черноморском флоте, учился в военно-морском училище в Одессе. Каргасок.
Андрей Фильченко. Учёный – лингвист, заведует кафедрой языков народов Сибири в Томском Государственном Педагогическом Университете. Предмет его изучения – хантыйский язык (Васюганский диалект восточных хантов). Андрей часто бывает в семье Петра Милимова, ведь Петр Михайлович, сейчас вероятно уже последний носитель восточно-хантыйского языка (его наиболее редкого и древнего диалекта — Васюганский), являясь также одним из немногих остающихся знатоков традиций и культуры Васюганских хантов. Милимов с удовольствием оказывает помощь как информант, работая с лингвистами и этнографами. Новый Васюган.
Надежда Чуствина. Поэтесса и рукодельница. Прожила очень сложную жизнь, вследствие чего начались проблемы со здоровьем. Лишний вес. Сейчас очень редко появляется на публике. Новый Васюган.
Женщина с новорожденным в самолёте Ан-2. Рейс Каргасок (административный центр района) – Новый Васюган. Молодой маме пришлось лететь и рожать ребёнка в районный центр, так как родильный дом в Новом Васюгане закрылся. Этот рейс курсирует несколько дней в неделю вдоль реки Васюган и останавливается по требованию в тех населённых пунктах, где есть условия для посадки самолёта. Местные называют его Васюганское такси. Цена на полёт в обе стороны 12000 руб. (400 долларов США), достаточно дорогая для населения, поэтому многие жители удалённых посёлков и деревень Васюгана не могут выбраться годами даже в Томск, не говоря уже о более дальних регионах
Илья, внук Петра Милимова, играет во дворе дома в обласке, — лодке, выдолбленной из цельного куска дерева и использующейся местным населением для рыбной ловли. Новый Васюган.
Жители посёлка. Парабель.
Каргасок.
Колядующие девочки. В российской провинцией ещё сохраняются традиции святочного народного песнопения перед Рождеством. Средний Васюган.
Чучело соболя. Дальний Яр.
Местная жительница. Новый Васюган.
. Местные жители купаются в озере. Новый Васюган.
Григорий Денисенко. 82 года. До того как оказался в Новом Васюгане много поколесил по стране и пожил в разных регионах России. Живя на Васюгане, подстрелил сорок с лишним медведей. На полу шкура медведя, которого он убил, когда Григорию было 76 лет. Схватка была очень тяжёлой. Раненый из ружья, но ещё борющийся за свою жизнь медведь, очень сильно покалечил правую руку Григория, и добить его в результате пришлось ножом в ближнем бою. Новый Васюган.
Местные жители. Новый Васюган.
Парабель.
** ОБ АВТОРЕ
Сергей Медведчиков.
Freelance фотограф. Родился в Томске. Фотографирует профессионально с 2000 года. С 2004 по 2010 год сотрудничал с рядом изданий как travel-фотограф, снимая сюжеты в разных уголках России и других странах. Посетил более сорока стран мира. Публиковался в изданиях ИД «Коммерсант» и «Burda», журналах «Русский репортёр», «Foto-travel», «Russian Zoom», «GEO» и многих других.
В качестве фотографа и визуального антрополога участвует в SOAS ELDP Major documentation project 2012-2015 (UK)/ Документация южно-селькупских и восточно-хантыйских исчезающих языков и культур
В 1964-68 гг. в поездках по области встречал поселки спецпереселенцев, полностью обустроенные их руками и брошенные, как только появилась возможность уехать из ссылки. Дома, деревянная топорная мебель, зарастающие лесом поля, огороды. Впечатления — печальные…
Я родился в Васюганье.. А именно- Томская область, Каргосокский район, п. Н-Игол. Интересно, а есть ли еще люди родившиеся в этом поселке геологов?