В долинах Чарыша и Ануя они появилась в девятнадцатом веке. «Беглые» казахи прижились среди казачьих станиц, старообрядческих деревень и алтайских стоянок. Разводили коней, держали кумысные фермы и пасеки; в селе Черный Ануй принимали курортников со всей Сибири; занимались торговлей и извозом на старом Уймонском тракте. Построили православный храм, где служба велась на казахском языке, но сохраняли ритуалы народного ислама.
Фото: © Валерий Кламм. Текст: © Ирина Октябрьская
Мария Николаевна Таксанова живет в селе Турата Усть-Канского района Республики Алтай. Всю жизнь она работала учителем, была директором начальной школы. Она по-казахски оседлала стул в центре дома, начинаем интервью:
«Когда приходится слышать, что мы, туратинские казахи — «неправильные», мне это не нравится. Мы не хуже и не лучше, мы другие, особенные.
По легенде от родителей, от дедов я слышала, что первыми на Алтае появились казахи, которые из-за любви убегали через горы. Кто против чужой воли шёл, уходили, создавали семьи. Сначала за Усть-Каном жили – село Обой называлось. Оттуда их вытеснили, они переехали в Черный Ануй. Когда много семей стало, их и оттуда оттеснили. Они на конях пришли сюда в село Турата. «Тур ат» – «Остановись, конь» — так можно перевести. Обосновались тут наши предки. Оттуда и мы появились. У нас и язык отличается, обычаи и традиции. Все эти годы мы своего придерживались»
Эту историю я впервые услышала двадцать лет назад, когда начала работать среди казахов Алтая в среднегорье. Это было этнографическое открытие маленькой группы в несколько сот человек.
В долинах Чарыша и Ануя она появилась в девятнадцатом веке. «Беглые» казахи прижились среди казачьих станиц, старообрядческих деревень и алтайских стоянок. Разводили коней, держали кумысные фермы и пасеки; в селе Черный Ануй принимали курортников со всей Сибири; занимались торговлей и извозом на старом Уймонском тракте. Построили православный храм, где служба велась на казахском языке, но сохраняли ритуалы народного ислама.
Когда в начале двадцатого века началось массовое переселение крестьян на Алтай, «крещеные казахи» не поладили с приезжими — те погнушались «инородческой церковью» — и в результате оставили православие, ушли со старого места, основали новое село Турата. Очень своенравные, они сделали очередной выбор.
Гражданская война, коллективизация, репрессии катком прокатились по среднегорью, но не уничтожили в людях силы оставаться собой. Здешние казахи до сих пор верят тому, что знали от стариков, а не тому, что диктует пусть истинный, но привнесенный уже извне религиозный канон ислама. Сложно быть «особенными» казахами, но в этом – их право.
В селах Черный Ануй и Турата давно смешались казахи, русские, алтайцы, семьи и традиции. Обветшали последние купеческие особняки, у новых домов стоят спутниковые антенны, в школах – компьютеры. Заново построены церковь и мечеть, люди празднуют и Курбан, и Пасху. Свободно владеют родным казахским языком только люди старшего возраста. Но жив уникальный характер, дух села — как он может быть «неправильным»?
«Мне уже шестьдесят восемь лет, — продолжает Мария Николаевна, — но я помню: мы дома говорили по-казахски. Свои обычаи не забывали. И сейчас хотим своё сохранить. Своенравные мы, отчаянные. Поэтому, может, много героев у нас. Такое маленькое село – а пять героев Советского Союза. Потому что смелые были все. Не смотрели на погоны. Власти, которая была в то время, не подчинялись. Хотели жить свободно. Выбор, думаю, свой должен быть у каждого».
У человека всегда должны быть надежда и выбор – каким быть.
Это главный вывод моих многолетних этнографических исследований.
Ирина Октябрьская
Церковь в Черном Ануе
В Турате в доме у Марии Таксановой
Дом культуры в Черном Ануе
Вход на территорию школы в Черном Ануе
Учитель казахского языка, Марина Баймашева
Старшеклассницы Черноануйской школы – казашки Диана и Карина
На школьном дворе в Черном Ануе
В Турате в доме Зарек-апа. Зарек Мокина с подружкой Надеждой Холуевой
Учитель истории, Татьяна Елеусова
В Черном Ануе
Татьяна Елеусова и ее бабушка Зелика, сестра героя Советского Союза Жанибека Елеусова
За праздничным столом четыре поколения одной семьи — Баймашевых, Балабаевых, Усольцевых. На дне рождения правнука, внука и сына.
Устал от фотографа
Амангельды Кобдобаев, строитель новой мечети в Черном Ануе, и новый мулла Тураты – Жолдыбай Туяков
Екатерина – жена Джамбула Туганбаева
Туганбаев Джамбул на крыльце отцовского дома в Турате: «Я помню, когда был пацаном, по перилам этого крыльца скатываться любил»
Захар, наш президент
Утро, бодрость
Бергынжан — сын фермера Орынбасара Ефтифеева. Имя парня – означает – «Душа Бергынбая», так звали его деда.