Демидов Олег Владимирович – художник по обработке камня Колыванского камнерзного завода имени И.И.Ползунова
Рудная Колывань возникла еще в 1727 году благодаря упорству горнопромышленников Демидовых и таланту уральских мастеров. В конце 18 века запасы меди и серебра иссякли, но в окрестных горах уже были разведаны яшмы, порфир, мрамор.
Тогда по царскому велению Екатерины, по божьему промыслу и творческому откровению сына мастерового, камнереза и художника, открывшего тайны алтайского камня, Филиппа Стрижкова возникла шлифовальная фабрика – третья в огромной стране после Петергофской и Екатеринбургской, первая – механическая. Имя ей было «Колоссальная», масштабы производства – европейские. Мастера выполняли заказы для дворцов Петербурга, Парижа…
Курьинсий район, Алтайский край, 2012
Фото © Валерий Кламм. Текст, запись интервью © Ирина Октябрьская, Елена Павлова
***Истории, рассказанные в Горной Колывани художниками Дербеневым, Демидовым и хранителем Дударенко***
Машина останавливается у памятного столба на окраине села Колывани в Рудном Алтае. Венчает столб точеная ваза. На его фронтоне надпись — «Колыванским мастерам, подарившим миру шедевры камнерезного искусства». На каменных гранях по сторонам света выбиты имена городов: Москва, Санкт-Петербург, Лондон, Париж, Чикаго, Саппоро, Новосибирск, Барнаул, Бийск, Рубцовск.
Обходишь столб, запыленный дорогой, кругом и вдруг начинаешь ощущать, как в предзакатном золотом свечении он образует иную систему координат, соединяет разделенные времена и пространства – начало 18 века с веком 21.
Дорога к колыванским камнерезам заканчивается на плотине, где когда-то была заводская мельница. Здесь у большого тихого пруда, в котором отражаются скалы, ветлы и закатное солнце, находится Колыванский камнерезный завода имени Ивана Ползунова. Он был основан в 1802 году на месте завода медеплавильного.
Как-то в подарок Наполеону изготовили вазу из розового порфира. Сопровождал ее в Париж колыванский мастер Яша Протопопов. Рассказывают, что Наполеон, взглянув на него, воскликнул: «Как? И этот медведь может сделать что-либо изящное?». Из Парижа Яша вернулся в родную Колывань; за рассказы свои прослыл парижанином; улица, где был его дом, стала «Парижской». Такой и остается до сих пор. Колывань связана с миром трудом и талантом своих мастеров.
Может быть, сила камня, подчинившая человека или подчиненная им, создает эффект притяжения и преодоления времени. Странное чувство возникает на окраине Колывани. Идешь по плотине вдоль пруда, где рыбачат, купаются, полощут половики; в прозрачном воздухе ловишь звуки села, и в вечерних сумерках перед мысленным взором возникают силуэты иной реальности – горные чиновники в мундирах, дамы, ученые из Германии и России, мастеровые люди и их ученики, по производственной надобности нет-нет, да и бывавшие то в Барнауле, то в Петербурге, в Греции или Италии.
Прошлое приближается с каждым шагом, когда спускаешься по лестнице от старого шлюза с чугунным запорным винтом к белым заводским корпусам. Этим постройкам более двухсот лет: толстые стены, узкие окна, стертые ступени, старые станки. Время не властно над тем, что когда-то было создано по законам гармонии и разума. Триста лет вода бежит по заводскому каналу; с Демидовских времен тут крутилось огромное водоналивное «мельничное» колесо. Оно давно перенесено в музей при заводе. Но вода по-прежнему точит камень, шлифует, убирает наносное и лишнее.
Время бежит как вода; стареет техника, меняются стили, экономические стандарты и формы собственности. Но остается Колыванский камнерезный завод как сообщество мастеров, избранных камнем и постигшем его.
***Материал подготовлен при поддержке ИАЭТ СО РАН в рамках программы НИР IX.81.3.3. «Коренные народы Сибири и Арктики. Оценка человеческого потенциала: этнодемографический, этносоциальный и этнокультурный аспекты».
Авторы также выражают благодарность за помощь и поддержку руководству отдела культуры Администрации Курьинского района Алтайского края и руководству Колыванского камнерезного завода им. И.И.Ползунова, а также начальнику транспортного цеха ИАЭТ СО РАН — Дмитрию Голоду***
Столб на въезде в Колывань
Спуск к цехам с плотины
В художественном цехе
Александр Анатольевич Дербенев — главный художник Колыванского камнерезного завода им. И.И.Ползунова: Родился на Урале. Закончил Нижнетагильское училище. Мог бы графиком стать; хотел металлом заниматься. А выбрал камень, или камень меня. После окончания училища распределиться на завод «Уральские самоцветы» не смог. И направление было, но в управлении сказали: «У Вас бокового зрения нет… А вдруг камень прилетит…». Как услышал про летающие камни, собрался, и за другом Олегом Демидовым поехал в Колывань. Там можно было только прямо смотреть, и как раз серьезный заказ подошел. Было это в 1978 г. Поехал поработать года на 2 и остался на 30 лет с лишним…
Александр Дербенев: Многое место это — Колывань — в жизни меняет. А ведь еще в училище преподаватель был Колесниченко – он предупреждал: «Камень-то затягивает». Через полтора года после приезда в Колывань назначили главным художником, как было уезжать.Сказы-то Бажова на Урале с детства все знали и пересказывали. И ведь нет-нет, да и вспоминали, что у Данилы-то — мастера тесть – отец Катерины — на два года пропадал — к колыванским мастерам учиться уходил. Здесь в Колывани людей много интересных встречал, у них и учился. Это и главный художник Барнаула – Алексеев, и мастера – Ильин, Усов; Петров – ювелир; Гуляев — самоучка, но настоящий художник был, творчество в природе его было заложено
Александр Дербенев: Первое самостоятельное изделие на заводе,как у природного каменщика, была родонитовая ваза. И сейчас даже вспоминается, как шел за камнем, и когда среди серых валунов находил, что нужно и понимал, что вот оно – сердце и тогда, и сейчас, ёкало и мурашки бежали по спине. И рядом друг был – Олег Демидов. Мы и родились в один день с разницей в год; и учились вместе с 15 лет, и уж столько лет вместе работаем – это и сотрудничество и конкуренция. Очень нравится то, что Олег как художник по камню делает, но зависти никакой нет. Ну,вот сделает один вазу какую-нибудь красивую, а другой думает: вот оно, а я чего, не смогу, что ли.
Олег Демидов: Родился в Кургане. Учился в Нижнем Тагиле вместе с Александром Дербеневым. Потом сюда по распределению направили. Был здесь до этого на преддипломной практике, и через 3 месяца уже на работу попал. Проводили отсюда в армию. Вернулся со службы, женился, обзавелся хозяйством. Трудится. Стал ведущим художником по обработке камня. А что для этого надо? Главное — камень красивый найти. Чем-то необычный он может быть. С опытом начинает мастер понимать, что там может быть внутри. Предполагает, но бывает — ошибается. Камень требует точности, тщательности, терпения.
Рабочий день на заводе начинается рано – с кружки чая, с обязательных разговоров о важном – о вступлении в ВТО, о том, что надо достроить дом, и о том, что при нынешней засухе грибов точно не будет. Потом начинается работа – камень выбирают, готовят. Со стороны все выглядит как молчаливый договор камня и человека.
Александр Дербенев: За тридцать с лишним лет много проектов интересных было. Хотя много проблем было в работе и остается. Но на заводе всегда была особая обстановка, и сейчас еще сохраняется. Хотя потомственных мастеров не осталось, но какая-то семейственность как атмосфера есть. Меняет судьбы завод. Даже если люди уходят, все равно след-то остается – как след на камне. Жаль, что учеников нет. Но завод-то работает и дальше стоять будет. Когда искал информацию о своей фамилии, выяснил, что «дербень» значит – хранитель мельницы. А ведь так и есть. Что завод – та же мельница на плотине.
Дударенко Виктор Степанович – сотрудник музея Колыванского камнерзного завода имени И.И.Ползунова.
Родился в 1934 года на берегу озера Колывань. Учился на историка в Горно-Алтайске. Работал на заводе. Проводит экскурсии, знает все о Рудном Алтае, об истории Колывани и Колыванского завода и его мастерах. Считает, что знать камень – это главное. И кто рожден для камня, тот от него никогда не уйдет.
Олег Демидов: Ищет мастер подходящий камень – ворочает, выбирает; а распилит и видит – не пойдет. Процентов 10 только идет в работу. Бывает, камень подталкивает к идее. Распилят его, а там готовое что-то — может пейзаж. Такое не забывается. Удача не часто бывает. Помните ведь, как Данила-то мастер мучился. И вот когда готова вещь, становится понятно, что природа настоящая далеко впереди. И разочарование наступает у художника — природу не догнать. А он все пытается. Прирожденный мастер никогда камня не бросит. Не все могут. И сейчас специалистов не хватает. Распределения нет. Никого на производство не заманишь. Но завод работает.
Олег Демидов: За тридцать с лишним лет на заводе многое делали впервые. Вот к 200-летию делали токарную вазу из яшмы с применением ручной работы, с восьмигранной горловиной и квадратным пьедесталом. Фонтаны большие делали. Начинать новое было интересно: мозаику, например. Запасы камня на заводе в прежние времена были побогаче — и по цветовой палитре и по фактуре. Вокруг Колывани 3 основных месторождения: Ревневское — яшма, Белорецкое — кварцит, Каргонское — яшма, порфир. И сейчас заказы идут – и технические, и художественные.
На озере у заводской запруды
В музее истории камнерезного дела Алтая. Г.К.Тарский (1928-1983г.г.). «Доставка монолита на Колоссальную шлифовальную фабрику для изготовления «Царицы ваз» в 1831 году»
Полина, внучка сотрудницы завода