Место и сила

000_17B1746
В 1994-м археолог Еремин вместе со своим питерским преподавателем оказался в Казановке — хакасской деревне, где сохранялась традиционная культура и вера в духов. Учительница местной школы Вика Кулимеева показала гостям сотни древних памятников, петроглифы, разрушенные и действующие хакасские святилища, привела гостей к камню Ах-Тас.
Гость понял, что ему важно и нужно стать здешним, ему хорошо среди этих соразмерных человеку гор, где «комфортно жить и не страшно умирать»
Белый Камень Ах-Тас стал для Леонида не только местом природной силы – но точкой приложения силы собственной…
Аскизский район, Республика Хакасия, июнь 2013
Фото, видео, звук: © Валерий Кламм, © Артем Кламм.
Текст и подписи: © Ирина Октябрьская, © Валерий Кламм

Леонид и Виктория стали семьёй; в 1995-м выпускник Санкт-Петербургской Академии культуры Еремин поселился в Казановке.
В Питере его хорошо учили тому, что в мире есть лишь три абсолютные ценности – сохранение человечества как части живой вселенной, сохранение его уникальной культуры и сохранения среды обитания. Следуя этой триединой цели, Еремин научился собирать, проектировать и создавать культурные пространства разных масштабов. Он научился строить музеи, и теперь пришло время воплощать.
Музей в Казановке был открыт в 1996 году, когда в регионе не было ни денег, ни понимания. Много сил отнимали административные согласования, но постепенно идеи музейного проектирования получили признание на республиканском уровне. Стройка и исследования начались, и продолжаются до сих пор. Под музей-заповедник были выделены более восемнадцати гектаров, где располагается две с лишним тысячи разведанных памятников, в том числе ставший широко известным Ах-Тас.

Триединство в музейной концепции Еремина: хакасские традиции + археологические памятники + горные ландшафты. Культура была спроецирована на место. Задача музея состояла в том, чтобы воссоздать связь времен от истоков до современности и вернуть еще сохранившимся вещам уже утраченные смыслы.

Еще на стадии проектирования стало понятно, что создание национального парка-музея в окрестностях Казановки будет бессмысленным вне контекста живой культуры. Возрождение традиций общества было невозможно без обжитого пространства, в котором оно зарождалось.. Так центром музея стал историко-этнографический комплекс «Хакасский аал» поблизости от Ах-Таса.
Для музейного аала собирали вещи по всему Аскизкому району. Потом Еремин написал работу «Современная хакасская юрта», отдельную главу посвятив технологии ее возведения – подробная методичка для самостоятельного строительства….
И юрты стали возвращаться в деревни.

Леонид Еремин: «Как-то ехал я на электричке. Смотрю двое моих земляков казановских, молодые парни. И к ним постарше гражданин привязался – дескать, что тут у вас в Казановке – дыра-дырой. Как они поднялись, с такой гордостью – да у нас музей, памятники, и кого здесь только ни было – и министры, и президенты. И это была самая высокая оценка десяти лет работы — гордость хакасов за свою землю…
В нашем музее иностранцы составляют только пятую часть от общего числа посещений.
Большей частью к нам едут свои же, из ближних мест, из Сибири.
Это важно, мы становимся интересны сами себе. А если мы будем интересны себе – мы будем интересны всему миру. Главное выбрать правильное место и правильное дело»

*** Информация о герое***
Леонид Валентинович Еремин – научный сотрудник Хакасского национального республиканского музея-заповедника, кандидат исторических наук, заместитель председателя Совета по культурному наследию Республики Хакасия, председатель геральдической комиссии при Верховном Совете Республики Хакасия, эксперт по оценке культурных ценностей Министерства культуры Российской Федерации.

001_17B0883

002_17B1719
Леонид Ерёмин рассказывает о пространстве хакасской юрты и пространстве традиционной культуры
003_17B1528
Виктория Кулимеева — директор музея, археолог, историк, учитель
004_17B3383
Портрет реки Аскиз.
005_17B1691
Во время советского «расшаманивания сибирских народов» в окрестностях Казановки была взорвана родовая скала Иней-Тас.
006_17B0833
Сотрудники музея
010_17B1856
«Хакасы – один из немногих народов, у которых был опыт государственной культуры, при этом они категорически несоотносимы ни с одной из мировых религий. Сейчас основу духовного мира хакасов составляют в той или иной форме исполнение двух культов – культ гор и культ предков… Личины на скалах – это лики горных духов, хозяев мест, тагэзи».
Еремин залезал туда, к глазам этой скалы. Один глаз — естественная ниша, второй — подработан древними скульпторами несколько тысяч лет назад. «Люди имели возможность, даже будучи в одиночестве, выходить на иной уровень общения; чувства брошенности совершенно не было по той причине, что люди, обращаясь к образам природы, могли найти бога во всём»
009_17B1866
Ерёмин: «Передо мной проблемы веры никогда не существовало. Есть люди, я им могу верить или не верить, но когда их много — и разные люди говорят об одном и том же — я не могу отрицать , что что-то происходило, а уже это «что-то» я оцениваю с той точки зрения, насколько это положительно в целом для народа.
Культ гор – штука положительная, потому что она объединяла народ довольно долго, поэтому его надо сохранять и восстанавливать насколько это возможно.
Если говорить условно – есть люди, которые выполняют функцию трансляторов, а есть просто хранители. Я к хранителям отношусь, моя задача – сохранять информацию, предметы… Перед хранителями не стоит вопрос веры либо неверия. Мне неинтересна оценка, мне интересно – полезно это или нет»
012_17B1790
Дом Еремина — тоже юрта, хоть и в модернизированной версии
014_17B1786
Дома у Леонида и Виктории: в гости заехал питерский учитель и друг Еремина, археолог Николай Боковенко.
015_17B1617
С момента создания музея школа в Казановке превратилась в экспериментальную площадку по музейной педагогике. Здесь готовили экскурсоводов, разрабатывали программы по историческому краеведению и государственный стандарт национально-регионального компонента. Школа фактически превратилась в центр музейно-этнографического образования; возникла идея строительства для нее нового здания. Этот проект поддержали на республиканском уровне: школа, специализирующаяся на музейной педагогике открылась 1 сентября 2012 года.
017_17B1640
Создание музея-заповедника стало началом преобразования села Казановка
018_17B1613

023_17B3271
Леонид у одного из шаманских мест: останец над Анчил-Чоном.
«Здесь действует общий принцип – если в пределах гор ты ведешь себя уважительно, то на равнине тебе будет житься очень хорошо. Горы – это место, где напрямую встречаются и утрачивают прежние признаки молодость и опыт, появляется что-то третье. Горы – это точно не наш дом, но это место, готовое стать нашим домом. Здесь не надо искать другой жизни – если будет нужно, она мгновенно вас отыщет»
025_17B3281
В это отверстие шаманы ловили первый луч солнца
026_17B3321
Древний могильник Анчил чон. Соседство с прошлым заставляет временно живых быть бережнее к скоротечному
027_17B4409

028_20130615_203427_HDR

029_17B3874
Юные художницы из Абакана приехали на этюды в Казановку
031_17B3062
Учитель хакасского языка привез своих учениц к Ах-Тасу
034_17B3139
Прокаливание зерен для приготовления талкана
036_17B3161

038a_17B3053

043_17B3229
Леонид показывает горное святилище — «све».
«В древности самыми уважаемыми людьми уникальных знаний о правильной жизни и ее закономерностях были носители ярко выраженной интуиции. Они не знали – они понимали. Сейчас же мы не понимаем, как это здание мира должно стоять, каким оно должно быть, но мы знаем положение каждого кирпичика. Люди древности старательно и неистово расшифровывали подсказки, общение с богом состояло не из, преимущественно, наших пожеланий — как сейчас — и а из игры в вопросы и ответы. Жрец прочитывал подсказку, получались образцы религиозного искусства, выбирались места для обрядов.. Эта гора не самая высокая и, может быть, не самая красивая. Но она отмечена. Здесь есть дорога в небеса»
046_17B0765
Ерёмин: «Я считаю себя вправе жить, как мне нравится, не считая зазорным, что я небогат. Лучше всего у меня получалось проектировать и создавать музеи — так появился музей в Казановке. Мы с этим местом сильно подружились. И тут сил особых моих и не надо было. Сила – это способность понимать энергию и следовать ей. Сложно сопротивляться тебе, если ты используешь ресурсы целой территории, которые корешками уходят в прошлое как минимум на шесть тысячелетий. Это и создает впечатление силы»

РАССКАЗ ЛЕОНИДА ЕРЕМИНА О КАМНЕ АХ ТАС

ЕРЕМИН: В ХАКАСИИ КОМФОРТНО ЖИТЬ И НЕ СТРАШНО УМИРАТЬ

2 Comments

  1. Ответить
    Леонид 14.08.2013

    Древний могильник Анчил чон. Соседство с прошлым заставляет временно живых быть бережнее к скоротечному

    «…временно живые…»,по логике — «вечно мертвые»

    • Ответить
      Валерий Кламм 14.08.2013

      бренные — но бодрые )

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.