Шаман Горбатов

000_17B9242
Леонид Горбатов родился в 1972 году в аале Сыры – маленькой деревне в Уйбатской степи, среди гор. По отцу он белорус, по матери хакас.
От бабушки унаследовал шаманский дар. В детстве это избранничество обернулось мучениями, блужданием по горам, страхом проникновения в чужую судьбу.
Его долго оберегали от внешнего мира; и лишь после посвящения он обрел себя. Понял, что можно жить с людьми и для людей, отличаясь от большинства.
Уже к семнадцати годам он стал известным шаманом. После была учеба в Москве в Первом медицинском, женитьба, рождение сыновей…
Аскизский район, Республика Хакасия. 2013
Фото: © Валерий Кламм , © Ирина Веремеенко. Текст и подписи: © Ирина Октябрьская

Он много практиковал в целительстве. Год за годом осваивал сакральную карту Хакасии – обретал знания о дворцах и дорогах «горных людей» — духов, которые когда-то призвали его на служение. Получил гуманитарное образование в Новосибирском педагогическом университете. Стал одним из основателей и руководителей музея Улуг Хуртуях-Тас — Великой каменной старухи, дарующей жизнь.

Его нынешняя жизнь полна забот – дом, в котором растут трое сыновей; родственники, о которых надо заботиться; ставший знаменитым Анхаковский музей; и все новые и новые проекты, которые надо пробивать. Шаманское избранничество Леонида Горбатова сегодня – это служение земле и культуре предков, материнскому языку, родному селу Сыра. Он воссоздает хакасские святыни – места поклонения духам гор, как основу гармонии человека и мира; работает на программу возрождения малых сел Хакасии. Он верит — хочет верить, что многое может. И многим, кому доводилось его слушать, кажется, что он прав. Особенно, когда заканчивается шаманский ритуал на вершине горы:

«Мы всегда верим, что мы много чего можем. И мне всегда хочется верить, что наши ритуалы, обряды, которые мы совершаем, чтобы они помогли всем людям. Всем тем, кто живет рядом с нами, кого мы видим каждый день. И мы хотим, чтобы у них все было хорошо. Я сожгу эту черную чалама — эту черную ленту. Это дань Эрлик-хану — владыке нижнего мира. Он любит черное. Пусть он ее возьмет, но вместе с ней пусть он возьмет наши проблемы, наши болезни, наши трудности, горести. Как кто-то говорит – безденежье. Пусть он все возьмет себе. А нам оставит только радость, только благополучие, силу и здоровье, успех и везение. Вот сделаю три узла, чтоб Эрлик-хан забрал это все. И пусть оно уйдет — туда. А доброе пусть пойдет сюда. Че!
Вот как он быстро забрал! И как наши добрые духи – тагэзи принимают вкус белой еды. Так мы утихомириваем нижний мир, в котором полумрак, в котором человек живет от старости к младенчеству наоборот. Мы шаманы можем пообщаться и с верхними богами. Попросить их, чтобы нам — жителям среднего мира – людям, траве, букашкам, скоту в этом мире среди духов жилось хорошо. Мы искренне в это верим. Может это нам помогает жить дальше. Искренность – это, наверное то, что нам помогает. Об этом я прошу.

Во время этого ритуала я созвал духов разных гор и разных рек, разных вершин. И пришли хозяева гор — тагэзи. Они сидели на вершинах и смотрели на нас, смотрели с радостью и с упоением вдыхали аромат священных трав – эрбена и арчина. Слушая и внимая звукам колокольчиком и бубенцов, они слушали мои молитвы – обращения молодого шамана, который очень рано встал на шаманский путь, и просил, чтобы они меня не задавили, а подняли, открыли мне крылья.
Я обратился к дереву, которое ветвями своими устремлено в небо; золотым своим стволом оно среди нас, а черными своими корнями оно в том мире — чтобы оно помогло людям на земле, на всем земном шаре. Чтобы всем было хорошо, чтобы не было проблем, не было катаклизмов.
Нет, пусть они будут, но пусть они нас не сломают, а сделают нас сильнее! Ведь вся жизнь — это борьба. Без борьбы нельзя жить, надо всегда бороться. Надо искать и находить выходы. Только так мы сделаем мир чище, лучше, красивее. И тогда наши дети будут жить в гармонии. И мы должны стараться, стремиться к этому.
Я не люблю пустую жизнь. Я люблю жизнь в борьбе. Я всегда в борьбе и всегда в поиске.
Я думаю, мои дети, дети шамана — это хорошие воины. Я тоже дитя шамана – я тоже воин.
Я люблю, когда река бурлит, когда с гор камни сыпятся. Я люблю слушать, как трава растет — она растет ночью. Я люблю слушать, как шелестят листья, как журчит вода, потому что они борются. Они борются за свою жизнь; так же и мы должны бороться. Хотя перестали это делать – мы стали сахарные; мы таем от снега, от дождя и от обидного слова. Мы не должны этого делать. Мы должны жить правильно
У человека есть предназначение жить в гармонии»

001_17B2337
Леонид Горбатов — шаман, музейщик, врачеватель © Валерий Кламм
002_17B2214
В поисках брода © Валерий Кламм
003_17B2403
В этих горах маленьким мальчиком он пас овец. Иногда во сне ему являлись тагэзи — горные люди. © Валерий Кламм
004_17B2409
На кладбище у родного аала Сыры © Валерий Кламм
005_17B2257
В доме у тетушки – Лидии Борисовны Ивандаевой в селе Усть-База © Валерий Кламм
006_17B2307
© Валерий Кламм
006A_17B2334
В усадьбе, рядом с домом Лидии Борисовны – старая избушка, где когда-то, очень давно, жила ее семья. В хакасских деревнях такие избушки, отжившие свой срок, не разрушают – в них часть прошлой жизни © Валерий Кламм
007_17B2434
В административной юрте Анхаковского музея-заповедника «Улуг Хуртуях Тас», одним из создателей которого был Леонид Горбатов © Валерий Кламм
009_17B2759
Оксана Горбатова, директор Анхаковского музея и жена шамана © Валерий Кламм
010_17B8818
Экспонаты в музейной юрте. Один мужчина по незнанию спилил священное дерево, это понятно стало когда расколол полено и увидел знак внутри. Испугался мести духов, пришел к Горбатову за помощью и шаманским заступничеством. Леонид перевел бремя содеянного мужчиной на его скот — так человек спасся © Валерий Кламм
012_17B8960
Леонид помогает открывать музеи и в других местах. Главная достопримечательность музея в селе Усть-Сос — древнее изваяние — Палазы, которого считают сыном Великой каменной старухи Хуртуях тас. С открытием музея стала меняться судьба этой деревни: Усть-Сос включен в республиканскую программу поддержки малых сёл, теперь здесь будет хорошая дорога и водоснабжение в каждом доме. © Валерий Кламм
015_17B8935
Директор Игорь Курдюмов планирует превратить музей села Усть-Сос в центр туристического комплекса. В коллекциях музея – национальные раритеты — старинные девичьи и женские шубы. Одну из них украшает кайма из беличьих лапок .Сутки, как любят рассказывать в музее, потратила одна исследовательница из Америки, чтобы эти лапки сосчитать. Получилось — 1024 © Валерий Кламм
016_17B9009
Горбатов: «Настоящий или ненастоящий шаман… Шаманская одежда ничего не решает. Судьба шамана – это ответственность за жизнь, ответственность за рождение здоровых людей, за целое поколение, за окружающий мир. Мы должны сохранить, то, что мы видим. Все, что создано до нас – это создано богами. Это наши предки; они потихоньку превращаются в богов. У шаманов тяжелая судьба» © Валерий Кламм
017_17B9053
© Валерий Кламм
018_IMG_9486
Под одним из уступов скалы Хызыл-Хая находится шаманская могила. Шаманы связаны с горами и их хозяевами. Они избраны ими и возвращаются в горы после земной жизни © Ирина Веремеенко
019_IMG_9524
© Ирина Веремеенко
020_17B9134
На вершине Хызыл-Хая в Саксарских горах. Леонид и Игорь решают — кто кого будет приносить в жертву )) © Валерий Кламм
021_IMG_3696
© Ирина Веремеенко
022_17B9177
«Ну, давай потрясем твои почки. Попробуем помочь», — сказал Леонид Горбатов своему другу и коллеге Игорю Курдюмову, готовясь к обряду © Валерий Кламм
023_17B9215
© Валерий Кламм
024_17B9262
© Валерий Кламм
025_17B9275
© Валерий Кламм
026_17B9251
© Валерий Кламм
028_IMG_9959
© Ирина Веремеенко
027_17B9338
© Валерий Кламм
029_IMG_0043
© Ирина Веремеенко
030_IMG_9569
Горбатов: « Сегодня некоторые люди думают, что за деньги можно стать шаманом. Нет, за деньги шаманом не станешь – ты должен таким родиться. Быть шаманом – это большая ответственность. Потому что это не ты выбираешь свою судьбу. Шамана выбирают горные духи. Мы помним, что мы горные люди. Мы родились в горе. Участь шамана в том, что он счастливый человек и несчастный. Счастливый в том, что он может жить в этом среднем мире, и несчастный в том, что он навечно остается здесь. Он становится хозяином местности, ее хранителем» © Ирина Веремеенко
031_17B9287
© Валерий Кламм
032_17B9139
Горбатов: «Предназначение шамана в том, что он должен родиться, жить в любви, гармонии и созидании. Он должен аккумулировать знания, передать их и оставить что-то после себя» © Валерий Кламм
033_17B2884
Во дворе дома Горбатовых в селе Бельтырском © Валерий Кламм
034_IMG_3828
Самый популярный вопрос, который журналисты задают Оксане Горбатовой – «Трудно ли быть женой шамана?». Прежде она терялась, теперь отвечает просто и коротко: «Не знаю. По-другому не пробовала» © Ирина Веремеенко
035_17B2887
В семье Леонида и Оксаны Горбатовой трое сыновей: Искандер, Тагир, Ильдар. Старший поступает в институт. Младший только пошел, средний — Тагир — уже вступил в компьютерный возраст © Валерий Кламм
036_17B2885
© Валерий Кламм
037_IMG_3838
В летней кухне © Ирина Веремеенко
038_IMG_0195
С младшим сыном © Ирина Веремеенко
039_17B2943
© Валерий Кламм
040_17B3491
Оксана в пути © Валерий Кламм
041_17B3504
Медведь-камень у дороги на Анхаков. Около него совершают шаманские ритуалы на удачу и благополучие © Валерий Кламм

КОРОТКОЕ ВИДЕО — ИЗ БУДУЩЕГО ФИЛЬМА
**при просмотре включите качество 720HD**

3 Comments

  1. Ответить
    Сергей 27.09.2013
  2. Ответить
    АИША 26.07.2014

    пОДСКАЖИТЕ , Пожалуйста, телефон и адрес этого Шамана…… Очень нужно.

  3. Ответить
    Валерий Кламм 31.07.2014

    Попробуйте связаться через Музей — сайт здесь http://khurtuyaktas.ru/ru/about-the-museum.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *