Ключ


У священного обо по дороге на Ключ
Джумалинский (Теплый) ключ расположен в ста километрах от алтайского села Кош-Агач, недалеко от плато Укок и монгольской границы, на высоте около 2400 метров над уровнем моря. Ключ — это система термальных источников, содержащих радон. Ключ почитался местными жителями с давних времен как исцеляющая святыня
Фото © Валерий Кламм. Текст © Ирина Октябрьская.

Тень черной птицы, опережая ее крик, скользит по желтому склону горы над круглым озером в горной лощине. На водную гладь падает синева близкого неба в окружении белых вершин.
Снег ложится в горах у Джумалинского ключа накануне новолуния в августе, когда созревает вода в родниках. У каждого ручья здесь свое предназначение и свой голос – то перекатывающийся, то шелестящий. Голоса сливаются в рокочущий гул. Он поднимается вверх и наполняет долину, где властвует невидимая красавица из тех, кого называют хозяевами природы и мира. В новолуние люди становятся ее гостями. По долгой дороге, преодолев два перевала и речное русло, они поднимаются на высокогорье, к ключу в надежде на исцеление.
Попадая во владения Хозяйки, люди обязаны поделится с ней, всем, что имеют – угостить, передав огню привезенную снедь, и повязать белые ленты на памятный шест. Кодекс гостя построен на знании и уважении: если ты не совершил ритуал по незнанию, тебя простят. Если ты знал и не сделал, то нерадивость обернется наказанием.
Позволяя знать о заповедном, Хозяйка требуют соблюдения правил. У ключа люди отказываются от себя земных и грешных – здесь нужно забыть о домашней суете, о страстях и житейских утехах. Положенный срок нужно провести в умиротворении с собой и миром, упростив жизнь до целомудрия младенческого бытия. Нужно забыть о привычном естестве, чтобы обрести себя вновь.
С рождением новой луны люди пьют воду, прикасаются к камням, опускаются в ванны, встают под бьющие струи воды. Определив положенный срок – в три, пять, семь дней они раз за разом обходят сорок мест, на каждом останавливаясь по три раза. Нечетность, равная незавершенности, а значит надежде, пророчит обретение благодати. Мерой обновления и его ценой служат бусины. Известно, что Хозяйка ключа любит украшения. Это малая плата за право новой жизни.
Брошенная бусина опускается на дно; к поверхности поднимается ниточка пузырьков как ответ хозяйки, как протянутая ею ниточка жизни. День за днем гости обходят все родники и камни, каждый из которых соотнесен с человеческим телом – глазами, головой, сердцем… Круг за кругом люди собирают себя по частям, заново создавая тело и душу. Сорок точек, как сорок фаз — сорок дней от рождения, или от смерти – время перехода, когда каждому дается шанс изменить судьбу.
В долине Джумалы, в родниках Хозяйки люди черпают силы и веру. Это место становится для них местом силы, природа которого находится за пределами житейских смыслов, замкнутых на силу рационального, коммерческого, глобального. Джумалинский ключ — один из ключей вечности. Он спрятан в горах, в ручьях, в душах, неподвластных расколдовыванию. Как его найти? Нужно поймать на склоне горы тень черной птицы, опережающей ее крик и бросить бусину в бегущий ручей

Фотосъемки и монтаж фотофильма состоялись при участии Института археологии и этнографии СО РАН (при поддержке грантов РГНФ №12-01-00199а, № 11-21-17002) и Сибирского Бюро Краеведения

В ФОТОФИЛЬМЕ — больше фотографий и документальный звук (прямая речь героев, домбра и хомус)
СМ ЗДЕСЬ
!!!  ДЛЯ ЛУЧШЕГО КАЧЕСТВА КАРТИНКИ ПОСЛЕ НАЖАТИЯ НА СТРЕЛКУ PLAY
В МЕНЮ «ИЗМЕНИТЬ КАЧЕСТВО» ВЫБЕРИТЕ 720pHD  !!!  

У дома Дарии Садакбаевой накануне отъезда на Ключ

Рысбек, муж Дарии, режет барана в дорогу

Сосед Сергей Таканаков, местный шофер, теленгит по происхождению, взялся свозить на Ключ

Дария готовится к путешествию

Дария и Рысбек в кухне своего дома в Кош-Агаче

Анеля, младшая дочь Дарии, в УАЗике Сергея по дороге на Теплый Ключ

Сергей совершает ритуал кропления у священного обо

Дорожные знаки

На народном курорте особый уклад. Гости приезжают и занимают свободные места в давно построенных домиках или ночуют в машинах.

Открытый бассейн с лечебной водой

Ритуал приветствия Хозяйки сразу по приезду на Ключ

Дария готовит бусины в подарок Хозяйке

У каждого родника – свое предназначение

В течение дня нужно совершить не меньше трех обходов всех лечебных родников и камней Ключа.

Кара-джилик – кость барана, считающаяся защитником дома. Ее не ломают и не выбрасывают

Ненастье обрушилось на долину Джумалы накануне новолуния

У сердечного камня

В гостевом домике. Дария читает стихи на казахском языке в честь священного Джумалинского источника.

Ритуал прощания с Хозяйкой

6 Comments

  1. Ответить
    Кламм Валерий 03.12.2012

    на второй день этой этой августовской экспедиции на Алтай (см также посты http://rodinki.newsib.ru/post//460/ , http://rodinki.newsib.ru/post//458/ , http://rodinki.newsib.ru/post//456/ , http://rodinki.newsib.ru/post//457/ )
    у моего Кэнона сломался привод зеркала,
    и я не сразу — но приспособился
    фотографировать, держа камеру вверх "ногами",
    только так она не давала черной полосы по кадру…
    интересный опыт)

  2. Ответить
    Viktoria 19.12.2012

    Который раз отмечаю для себя цельность и законченность ваших фотографий / даже не комплимент, а подтверждение мастерства/)) Вопрос — обряд в общем-то языческий? Почему у водителя в машине крест? Или это какой-то другой символ?

  3. Ответить
    Кламм Валерий 20.12.2012

    спасибо за хорошие слова)
    обряд — алтайский, Дария — казашка, водитель Сергей — теленгит…
    все немного смешано в душах. и духов они иногда называют просто — Бог.
    водители вообще народ суеверный, на перевале Чике-Таман по Чуйскому тракту нет километрового столба №666. потому еще и крест для защиты, как оберег

  4. Ответить
    Viktoria 20.12.2012

    Спасибо за ответ.

  5. Ответить
    Ответить
    Валерий Кламм 27.12.2013

    Ilania, thanks) Hope within couple months entire Birthmark On the Map blog archive will be available in English too.
    As for this SPRING story — text&captions available here

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *