Шорцы

000_заходная_VK_8964
Вопрос сохранения языка – это вопрос сохранения народа. Шорцы – один из коренных малочисленных народов России. По переписи 2010 года их насчитывается около 13 тысяч человек. Большинство проживает в Кемеровской области.
В мае 2014 года Ассоциация шорского народа обратилась за широкой поддержкой – попросила помощи в наборе абитуриентов на шорское отделение факультета русского языка и литературы Новокузнецкого филиала Кемеровского государственного университета. Для его сохранения было необходимо 5 студентов I курса, иначе отделение могло закрыться. Несколько лет назад из-за отсутствия набора перестала существовать кафедра шорского языка и литературы в Кузбасской педагогической академии.

Таштагол — Чувашка, Кемеровская область, март 2014.
Фото: © Валерий Кламм, © Грант Слейтер / Grant Slater. Текст и подписи © Ирина Октябрьская

Кузнецкий край — горная тайга и речные долины в зоне, где смыкаются отроги Кузнецкого Алатау, Алтая и Саян — исторические земли шорцев, вошедшие в состав России в XVII веке. Сегодня – это один из индустриальных центров Сибири. Промышленная разработка угольных месторождений началась здесь в 20-е годы ХХ века. Освоение сырьевых запасов совпало с ликвидацией Горно-Шорского национального района, который существовал с 1926 по 1939 годы. После решения Кемеровского облисполкома 1960 года о ликвидации нерентабельных колхозов Горной Шории, исчезли многие шорские поселки. Бывшие промысловики становились горожанами. Сейчас в городах проживает более 7о % шорцев; около 60% считают родным русский язык.
Повседневная шорская культура, связанная с таежными промыслами, сохраняется островками в дальних деревнях, существует в музейных экспозициях и в деятельности национальных центров. Индустриализация, урбанизации, рекреация неотвратимо меняют ее облик, рождают социальные проблемы, приводят к слому ценностей и маргинализации. Из формы существования культура превращается в символ. Один за другим уходят из жизни сказители – последние хранители эпических традиций шорцев. Фольклорное наследие воспроизводится в формате академических изданий и в адаптированных для сцены программах творческих коллективов.

В городской среде народная культура становится результатом личного выбора человека. Сегодня ее сохранение – большой труд на грани миссии. Для многих за этим стоит ответственность перед собственным народом и физически ощутимая связь с родной землей, как самой большой ценностью, определяющей человеческое естество. Его нельзя потерять.

Материал подготовлен в рамках научных программ ИАЭТ СО РАН
при поддержке грантов РГНФ №12-01-00199а, №13-31-01258а, №14-21-1705

001_VK_8943
© Валерий Кламм
002_VK_8809
Люба и Александр Арбачаковы живут в городе Таштаголе. Он эколог, журналист, фильммейкер. Она — художник, фольклорист, поэт. Вместе они пытаются сохранить для будущего – пространство, душу, поэзию шорской культуры. © Валерий Кламм
003_VK_8838
Люба Арбачакова – член Союза художников России. Ее картины – как воспоминания детства, создают образ защищенного светлого мира – мира шорской культуры, где реальное и сказочное переплетаются в пространстверодительского дома, родной деревни, луга и леса.
В архиве фольклориста и переводчика Любы Арбачаковой – десятки фотографий, эпических текстов, записей сказителей, шаманов, народных певцов. И Люба, и Саша считают, что движение времени и того, что называют прогрессом, неотвратимо. Но не имеет смысла загадывать о судьбе народа. Важно сегодня прилагать личные усилия по сохранению его памяти и культуры. © Валерий Кламм
004_VK_8974
© Валерий Кламм
005_GS_2684
Люба и Александр Арбачаковы и их друзья опекают стариков Таштогола, тех, кто помнит о прошлом, помнит обычаи. Одна из них Антонина Семеновна Топакова. © Грант Слейтер
006_VK_9164
Среднее поколение пытается возвращаться к традициям, иногда осваивая их заново. Клара Тискорова работает крановщицей и ходит в фольклорную группу, потому что однажды поняла, что для человека важно быть самим собой. © Валерий Кламм
007_VK_9173
© Валерий Кламм
008_GS_1810
Кузнецкий придорожный пейзаж. © Грант Слейтер
009_VK_9347
Поселку Чувашка более 200 лет. В нем живут несколько десятков шорских семей. © Валерий Кламм
010_GS_2749
В ноябре 2013 года в Чувашке был открыт первый шорский духовный центр «Эне Таг». Теперь это напоминание о традициях. © Грант Слейтер
011_GS_2715
Юрий Кастараков – глава местной администрации, один из инициаторов создания центра «Эне Таг». © Грант Слейтер
012_VK_9370
© Валерий Кламм
014_GS_2791
© Грант Слейтер
015_VK_9334
Возле юрты «Эне Таг» установлены фигуры деревянных резных волков, с ними связаны представления о предках; согласно мифологической традиции, единых для всех тюркских народов. © Валерий Кламм
016_GS_2806
Поселок Чувашка ежедневно вздрагивает от технических взрывов; на землю оседает облако пыли. Поселок зажат между угольными разрезами. Но он продолжает жить. Улицы Чувашки названы в честь гонных вершин — Улуг таг, Энее Тагул — как напоминание об исчезающих родовых святынях, ставших горными разрезами. © Грант Слейтер
017_GS_2866
В деревенском доме Раи и Гоши Ниткина воспоминания о прошлом — о детстве при керосиновой лампе, об охотничьих снастях отцов, о лагерных зонах, окружающих деревню не диссонируют с реальностью. Нет смысла судить прошлое, каким бы трагичным оно не было – оно легко превращается в байки. Жизнь важна такая, как она есть, – здесь и сейчас. © Грант Слейтер
018_GS_2888
Шорские пельмени © Грант Слейтер
019_VK_9444
© Валерий Кламм
020_GS_2814
Гоша думает о том, что освоить производство кай-комус — традиционного инструмента шорцев, основы их музыкальной эпической культуры. © Грант Слейтер
021 VK_9396
Рая и Гоша живут и работают в Новокузнецке. У них взрослые дети, жизнь которых – это жизнь горожан. А старших тянет к привычному с детства. На родине Гоши в Чувашке они построили дом. © Валерий Кламм
022_VK_9239
© Валерий Кламм
023_VK_9190
© Валерий Кламм
024 VK_9585
© Валерий Кламм

5 Comments

  1. Ответить
    Нурхан 17.07.2014

    Здраствуйте я шорка но родилась и выросла в Киргизии Иссык кульской области ХОЧУ НАУЧИТЬСЯ ГОВОРИТЬ НА ШОРСКОМ ЯЗЫКЕ И ТО ЧТО СВЯЗАНА С НЕЙ НУЖНА ПОМОШЬ ЗАРАНЕЕ СПАСИБО С УВАЖЕНИЕМ Нурхан

  2. Ответить
    Александр Арбачаков 18.07.2014

    Здравствуйте, Нурхан!
    Спасибо за письмо! Жаль, что мы не встретились в мае, когда я был у вас в Кыргызстане, в том числе на Иссык Куле. А кто ваши родители? Кто из Горной Шории? Я знаю, что в Кыргызстане живут шорцы. Кто-то уехал туда еще в советское время, кто-то недавно. У нас много кыргызов живут — приехали на заработки. Может быть вам надо приехать на историческую родину?
    Всего доброго, Александр

  3. Ответить
    Сергей Бачинин 24.08.2014

    Опубликовано http://www.lookrus.com/2014/08/shorcy/

  4. Ответить
    Никита 07.11.2014

    День добрый. На сколько знаю, по материнской линии, являюсь шорцем. Бабушка жила в Мрас-су, потом с детьми и мужем уехали в Абазу, после смерти деда переехали в Ангарск, в конце 70-х. Хотелось бы побольше узнать о шорцах, и выучить язык. Не могли бы вы подсказать как и где можно найти информацию. Заранее спасибо.

  5. Ответить
    Александр 30.08.2015

    Добрый день! Никита, есть сайт о шорской культуре shortop.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.