Однажды на скалах Красноярских Столбов мне рассказали, что в большой науке есть одна необычная гипотеза – про то, как человек из примата стал собой.
Когда-то на формирование переходного существа сильно повлиял вертикальный экстрим: лазание по скалам развивало хватающую руку и очень способствовало прямохождению. Пред-человек научился быть цепким и ходить не по-звериному — когда полюбил карабкаться ввысь. Эта научная версия так и называется: теория скалолазания.
Фото © Валерий Кламм, текст © Валерий Кламм, Ирина Октябрьская
Вячеслав Герасимов родом из алтайского среднегорья: «Моё детство не было голодным, хотя счастье было простым – когда кто-то из родственников нам, детям, сахар комковой в тряпочке привозил. И богатства в моей жизни не было… Жизнь так устроена, что часто не дают человеку распрямиться, поддерживают его в полусогнутом состоянии. Только голову поднимешь – тут же получишь. Но обязательно надо вверх вытягиваться».
Герасимов начал «скалиться», еще когда учился на историка: друзья позвали, втянулся. Самая высокая гора в его карьере альпиниста – в Тянь-Шане, ее имя переводится как Мечта.
Мечта Вячеслава о том, чтобы горы всегда были рядом, состоялась здесь, на Алтае — в созданном им и его женой Экстрим-Парке за Усть-Семой. Здесь гостей учат не то чтобы совсем не бояться высоты, но для начала не пугаться своих страхов. А для Герасимова скала за базой – не просто тренажер бесстрашия и умений карабкаться, она — существо, которое нужно уважать. Это и есть настоящий хозяин этих мест, лик которого и правда проступает в каменных глыбах. Он сверху смотрит, чтоб люди тут не натворили лишнего…
То, что гора не всех пускает к себе – для альпинистов абсолютный факт. И – то, что не всем позволит уйти обратно: «Несколько наших в Гималаях до сих пор сидят. Вершина это еще не всё, еще надо суметь после нее спуститься… И вот спускаются, накрывает туман и непогода, надо пережидать, они садятся где-то на уступе… И всё, так остаются навсегда, их видно, но вынести оттуда нет возможности».
На Алтае есть обычай: на перевалах и переправах, в новых местах нужно поздороваться с невидимыми хозяевами, попросить разрешения пойти и вернуться, сделать искренний, хоть и символический дар этому месту – ленточку ткани повязать, побрызгать водкой на четыре стороны. К таким вещам часто вполне серьезно относятся многие вполне себе материалисты.
Потому что когда взбираешься на вершину — или спускаешься после нее вниз – это вроде страховки. Уважение к жизни, к месту тебя поддержит, а может и спасёт.