Так получилось, что я уже давно на этой алтайской дороге. Но в последний месяц фото-паззл будто стал доскладываться в что-то мозаично-цельное: ТРАКТ И ОКРЕСТНОСТИ >>>
Спасибо за участие и поддержку проекту «Дороги России» и Григорию Ярошенко, Сибирскому Бюро Краеведения и Ирине Октябрьской (ее рамочный текст см далее >>>)
ТРАКТ
Азия всегда жила своими дорогами; дорога – символ кочевой культуры.
Великий шелковый путь, сибирский тракт — дороги, по которым двигались люди и караваны, идеи и достижения.
Сменялись эпохи, войны и технический прогресс перекраивали карты, великие трассы исчезали с этих карт
Но осталась в Азии дорога, которая работает и по сей день…
Чуйский тракт начал строиться в 1901 году как торговая дорога по маршруту старой вьючной тропы: от Бийска — города алтайских купцов и миссионеров — до приграничного Кош-Агача и дальше за государственные рубежи. Тракт начинался в России, а заканчивался в монгольских степях — там, где сталкивались интересы последних империй Азии.
В 1920-годы Чуйский тракт стал дорогой особенного для новой страны значения, в тридцатые на стройке появилась великая созидательная сила — заключенные Сиблага и местное население, отбывающее трудовую и гужевую повинность.
В годы большой войны по Чуйскому тракту из Монголии шли караваны верблюдов с грузами шерсти, гнали скот для солдатской тушенки. Позже по тракту собирались, случись чего, воевать с Китаем и готовили его для прохода танков; потом ЧТ как главную автотрассу Горного Алтая полюбили туристы со всей ближней Сибири…
Многое менялось на тропе-дороге, много жизней вольных и невольных строителей, лихих наездников и шоферов было уложено в «дорожное полотно» и в обочины Великого алтайского пути; много историй маленьких людей собрано в одной большой мозаике, в истории тракта. И эти истории, и сама сегодняшняя жизнь Алтая привязаны к его главной дороге. Созданный ради торговли и войны, Чуйский тракт как трансазиатская магистраль стал дорогой постижения мира – мира Азии, мира древних традиций, мира иных культур.
Трудные и опасные участки дороги на Алтае называют: бом.
В алтайской традиции есть понимание предопределенности; заранее известно, сколько бомов предстоит человеку пройти на своей жизненной дороге и какой бом будет последним.
А дорога — это всегда немножко смерть. Отправляясь в любое путешествие, человек погибает в прежнем качестве и обретает новое. Он уходит из себя-прошлого чтобы открыть простые истины и научиться простым вещам: умению прощать и прощаться, вести неслучайные разговоры со случайными людьми, отличать пустяки от важного.
ЧТ оставляет вопросы без ответа.
Тракт — это победа процесса над результатом, движения над целью.
Ибо процесс движения и есть цель, а дорога — это и метафора, и смысл, и надежда