Чуйский тракт


© Александр Гронский
«…Трудные и опасные участки дороги на Алтае называют: бом. В алтайской традиции есть понимание предопределенности; заранее известно, сколько бомов предстоит человеку пройти на своей жизненной дороге …»

Из архивов фотоэкспедиций 2002 и 2004гг — «Люди на границах»
и «М52″(***так обозначается трасса Новосибирск-Ташанта на автомобильных атласах).
Авторы: Александр Гронский (СПб), Армен Асратян (Москва), Александр Кузнецов (Красноярск), Валерий Кламм (Новосибирск).

Азия всегда жила своими дорогами; дорога – символ кочевой культуры.
Великий шелковый путь, сибирский тракт — дороги, по которым двигались люди и караваны, идеи и достижения.
Сменялись эпохи, войны и технический прогресс перекраивали карты, великие трассы исчезали с этих карт
Но осталась в Азии дорога, которая работает и по сей день…

Чуйский тракт начал строиться в 1901 году как торговая дорога по маршруту старой вьючной тропы: от Бийска — города алтайских купцов и миссионеров — до приграничного Кош-Агача и дальше за государственные рубежи.
Тракт начинался в России, а заканчивался в монгольских степях — там, где сталкивались интересы последних империй Азии
В 20-годы Чуйский тракт стал дорогой особенного для новой страны значения, в 30-е годы на стройке появилась великая созидательная сила — заключенные Сиблага и местное население, отбывающее трудовую и гужевую повинность ….
В годы большой войны по Чуйскому тракту из Монголии шли караваны верблюдов с грузами шерсти, гнали скот для солдатской тушенки. Позже по тракту собирались, случись чего, воевать с Китаем и готовили его для прохода танков; потом ЧТ как главную автотрассу Горного Алтая полюбили туристы со всей ближней Сибири…
Многое менялось на тропе-дороге, много жизней вольных и невольных строителей, лихих наездников и шоферов было уложено в «дорожное полотно» и в обочины Великого алтайского пути;
много историй маленьких людей собрано в одной большой мозаике, в истории тракта.
И эти истории, и сама сегодняшняя жизнь Алтая привязаны к его главной дороге.
Созданный ради торговли и войны, Чуйский тракт как трансазиатская магистраль стал дорогой постижения мира – мира Азии, мира древних традиций, мира иных культур.

Для тюрков-кочевников особое значение всегда имела вертикаль.
Эта культура чужда славянской оседлой неги и любви к горизонтальным просторам;
здесь больше — про орла в горных высях, про риск и радость вечного движения в неизвестное…
Вид сверху.

Трудные и опасные участки дороги на Алтае называют: бом.
В алтайской традиции есть понимание предопределенности; заранее известно, сколько бомов предстоит человеку пройти на своей жизненной дороге и какой бом будет последним…
А дорога — это всегда немножко смерть. Отправляясь в любое путешествие, человек погибает в прежнем качестве и обретает новое.
Он уходит из себя-прошлого чтобы открыть простые истины и научиться простым вещам: умению прощать и прощаться, вести неслучайные разговоры со случайными людьми, отличать пустяки от важного…

ЧТ оставляет вопросы без ответа.
Тракт — это победа процесса над результатом, движения над целью.
Ибо процесс движения и есть цель, а дорога — это и метафора, и смысл, и надежда

Текст Ирины Октябрьской

В старом центре Бийска. Отсюда начинался Чуйский тракт.
© Александр Кузнецов

Берег реки Бия. © Александр Гронский

В Бийске. © Александр Гронский

Путанка — спички, вывалившиеся с конвейера, которые работницам спичечной фабрики предстоит укладывать в коробки вручную. Бийск. © Валерий Кламм

День города в парке. Бийск. © Валерий Кламм

В Бийске © Александр Гронский

Монумент — грузовик АМО — на выезде из Бийска на тракт в сторону Монголии.
© Валерий Кламм

В музее космонавтики. Село Полковниково — родина Германа Титова. © Валерий Кламм

Рынок в Сростках. © Армен Асратян

У тракта. © Александр Гронский

Наверху — старый тракт, внизу — новое шоссе. © Армен Асратян

Перед перевалом. © Армен Асратян

На празднике Эл-Ойын. © Армен Асратян

На Семинском перевале. Торговец снадобьями. © Армен Асратян

Торговец сувенирами. © Валерий Кламм

Соревнования © Армен Асратян

Переговорный пункт в Акташе. © Армен Асратян

Режим работы © Армен Асратян

У дорожного кафе. © Армен Асратян

Остановка дальнобойщиков © Армен Асратян

© Армен Асратян

На пасеке у поселка Манжерок. © Армен Асратян

© Армен Асратян

© Армен Асратян

Усть-Сема. © Армен Асратян

В вигваме «индейца» Вэши. © Армен Асратян

© Армен Асратян

Дорожное кафе за Кош-Агачем. © Александр Гронский

© Александр Гронский

В Жана-Ауле. © Александр Гронский

Разрушенное землетрясением село Бельтир отстраивается заново. © Александр Гронский

Лечение кровью черной козы. © Александр Гронский

«Заежка» — придорожная гостиница в Акташе. Портье Юля: выбирайте ключи, какие нравятся. © Александр Кузнецов

© Александр Кузнецов

В Чуйской степи. © Александр Кузнецов.

Поминовение. © Александр Кузнецов

Перевал Чекет-Аман. На месте километрового столба 666 — пропуск, суеверны водители. После 665го шел сразу 667й. © Александр Кузнецов

© Александр Гронский

0 Comments

  1. Ответить
    дедКоля.ru 04.12.2010

    Хорошая подборка фото. Очень хорош текст Ирины Октябрьской.

  2. Ответить
    Зуев Павел 10.01.2011

    Фото хорошие, но по моему серию можно немного сократить… а может и нет. Текст в точку, согласен.

  3. Ответить
    Кламм Валерий 11.01.2011

    любую серию можно немножко сократить)
    зачем?
    это в сжатых пространствах печатных носителей имеет смысл сжиматься.
    или в условиях диктата правил (конкурс и проч)….
    а тут в постах формат скорее "веб-выставки", чем истории для WorldPressPhoto, где не может быть более чем 12 кадров…

  4. Ответить
    герасим 30.01.2011

    Как много жизни!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.