© Александр Гронский
«…Трудные и опасные участки дороги на Алтае называют: бом. В алтайской традиции есть понимание предопределенности; заранее известно, сколько бомов предстоит человеку пройти на своей жизненной дороге …»
Из архивов фотоэкспедиций 2002 и 2004гг — «Люди на границах»
и «М52″(***так обозначается трасса Новосибирск-Ташанта на автомобильных атласах).
Авторы: Александр Гронский (СПб), Армен Асратян (Москва), Александр Кузнецов (Красноярск), Валерий Кламм (Новосибирск).
Азия всегда жила своими дорогами; дорога – символ кочевой культуры.
Великий шелковый путь, сибирский тракт — дороги, по которым двигались люди и караваны, идеи и достижения.
Сменялись эпохи, войны и технический прогресс перекраивали карты, великие трассы исчезали с этих карт
Но осталась в Азии дорога, которая работает и по сей день…
Чуйский тракт начал строиться в 1901 году как торговая дорога по маршруту старой вьючной тропы: от Бийска — города алтайских купцов и миссионеров — до приграничного Кош-Агача и дальше за государственные рубежи.
Тракт начинался в России, а заканчивался в монгольских степях — там, где сталкивались интересы последних империй Азии
В 20-годы Чуйский тракт стал дорогой особенного для новой страны значения, в 30-е годы на стройке появилась великая созидательная сила — заключенные Сиблага и местное население, отбывающее трудовую и гужевую повинность ….
В годы большой войны по Чуйскому тракту из Монголии шли караваны верблюдов с грузами шерсти, гнали скот для солдатской тушенки. Позже по тракту собирались, случись чего, воевать с Китаем и готовили его для прохода танков; потом ЧТ как главную автотрассу Горного Алтая полюбили туристы со всей ближней Сибири…
Многое менялось на тропе-дороге, много жизней вольных и невольных строителей, лихих наездников и шоферов было уложено в «дорожное полотно» и в обочины Великого алтайского пути;
много историй маленьких людей собрано в одной большой мозаике, в истории тракта.
И эти истории, и сама сегодняшняя жизнь Алтая привязаны к его главной дороге.
Созданный ради торговли и войны, Чуйский тракт как трансазиатская магистраль стал дорогой постижения мира – мира Азии, мира древних традиций, мира иных культур.
Для тюрков-кочевников особое значение всегда имела вертикаль.
Эта культура чужда славянской оседлой неги и любви к горизонтальным просторам;
здесь больше — про орла в горных высях, про риск и радость вечного движения в неизвестное…
Вид сверху.
Трудные и опасные участки дороги на Алтае называют: бом.
В алтайской традиции есть понимание предопределенности; заранее известно, сколько бомов предстоит человеку пройти на своей жизненной дороге и какой бом будет последним…
А дорога — это всегда немножко смерть. Отправляясь в любое путешествие, человек погибает в прежнем качестве и обретает новое.
Он уходит из себя-прошлого чтобы открыть простые истины и научиться простым вещам: умению прощать и прощаться, вести неслучайные разговоры со случайными людьми, отличать пустяки от важного…
ЧТ оставляет вопросы без ответа.
Тракт — это победа процесса над результатом, движения над целью.
Ибо процесс движения и есть цель, а дорога — это и метафора, и смысл, и надежда
Текст Ирины Октябрьской
Хорошая подборка фото. Очень хорош текст Ирины Октябрьской.
Фото хорошие, но по моему серию можно немного сократить… а может и нет. Текст в точку, согласен.
любую серию можно немножко сократить)
зачем?
это в сжатых пространствах печатных носителей имеет смысл сжиматься.
или в условиях диктата правил (конкурс и проч)….
а тут в постах формат скорее "веб-выставки", чем истории для WorldPressPhoto, где не может быть более чем 12 кадров…
Как много жизни!