Чуйский тракт


© Александр Гронский
«…Трудные и опасные участки дороги на Алтае называют: бом. В алтайской традиции есть понимание предопределенности; заранее известно, сколько бомов предстоит человеку пройти на своей жизненной дороге …»

Из архивов фотоэкспедиций 2002 и 2004гг — «Люди на границах»
и «М52″(***так обозначается трасса Новосибирск-Ташанта на автомобильных атласах).
Авторы: Александр Гронский (СПб), Армен Асратян (Москва), Александр Кузнецов (Красноярск), Валерий Кламм (Новосибирск).

Азия всегда жила своими дорогами; дорога – символ кочевой культуры.
Великий шелковый путь, сибирский тракт — дороги, по которым двигались люди и караваны, идеи и достижения.
Сменялись эпохи, войны и технический прогресс перекраивали карты, великие трассы исчезали с этих карт
Но осталась в Азии дорога, которая работает и по сей день…

Чуйский тракт начал строиться в 1901 году как торговая дорога по маршруту старой вьючной тропы: от Бийска — города алтайских купцов и миссионеров — до приграничного Кош-Агача и дальше за государственные рубежи.
Тракт начинался в России, а заканчивался в монгольских степях — там, где сталкивались интересы последних империй Азии
В 20-годы Чуйский тракт стал дорогой особенного для новой страны значения, в 30-е годы на стройке появилась великая созидательная сила — заключенные Сиблага и местное население, отбывающее трудовую и гужевую повинность ….
В годы большой войны по Чуйскому тракту из Монголии шли караваны верблюдов с грузами шерсти, гнали скот для солдатской тушенки. Позже по тракту собирались, случись чего, воевать с Китаем и готовили его для прохода танков; потом ЧТ как главную автотрассу Горного Алтая полюбили туристы со всей ближней Сибири…
Многое менялось на тропе-дороге, много жизней вольных и невольных строителей, лихих наездников и шоферов было уложено в «дорожное полотно» и в обочины Великого алтайского пути;
много историй маленьких людей собрано в одной большой мозаике, в истории тракта.
И эти истории, и сама сегодняшняя жизнь Алтая привязаны к его главной дороге.
Созданный ради торговли и войны, Чуйский тракт как трансазиатская магистраль стал дорогой постижения мира – мира Азии, мира древних традиций, мира иных культур.

Для тюрков-кочевников особое значение всегда имела вертикаль.
Эта культура чужда славянской оседлой неги и любви к горизонтальным просторам;
здесь больше — про орла в горных высях, про риск и радость вечного движения в неизвестное…
Вид сверху.

Трудные и опасные участки дороги на Алтае называют: бом.
В алтайской традиции есть понимание предопределенности; заранее известно, сколько бомов предстоит человеку пройти на своей жизненной дороге и какой бом будет последним…
А дорога — это всегда немножко смерть. Отправляясь в любое путешествие, человек погибает в прежнем качестве и обретает новое.
Он уходит из себя-прошлого чтобы открыть простые истины и научиться простым вещам: умению прощать и прощаться, вести неслучайные разговоры со случайными людьми, отличать пустяки от важного…

ЧТ оставляет вопросы без ответа.
Тракт — это победа процесса над результатом, движения над целью.
Ибо процесс движения и есть цель, а дорога — это и метафора, и смысл, и надежда

Текст Ирины Октябрьской

В старом центре Бийска. Отсюда начинался Чуйский тракт.
© Александр Кузнецов

Берег реки Бия. © Александр Гронский

В Бийске. © Александр Гронский

Путанка — спички, вывалившиеся с конвейера, которые работницам спичечной фабрики предстоит укладывать в коробки вручную. Бийск. © Валерий Кламм

День города в парке. Бийск. © Валерий Кламм

В Бийске © Александр Гронский

Монумент — грузовик АМО — на выезде из Бийска на тракт в сторону Монголии.
© Валерий Кламм

В музее космонавтики. Село Полковниково — родина Германа Титова. © Валерий Кламм

Рынок в Сростках. © Армен Асратян

У тракта. © Александр Гронский

Наверху — старый тракт, внизу — новое шоссе. © Армен Асратян

Перед перевалом. © Армен Асратян

На празднике Эл-Ойын. © Армен Асратян

На Семинском перевале. Торговец снадобьями. © Армен Асратян

Торговец сувенирами. © Валерий Кламм

Соревнования © Армен Асратян

Переговорный пункт в Акташе. © Армен Асратян

Режим работы © Армен Асратян

У дорожного кафе. © Армен Асратян

Остановка дальнобойщиков © Армен Асратян

© Армен Асратян

На пасеке у поселка Манжерок. © Армен Асратян

© Армен Асратян

© Армен Асратян

Усть-Сема. © Армен Асратян

В вигваме «индейца» Вэши. © Армен Асратян

© Армен Асратян

Дорожное кафе за Кош-Агачем. © Александр Гронский

© Александр Гронский

В Жана-Ауле. © Александр Гронский

Разрушенное землетрясением село Бельтир отстраивается заново. © Александр Гронский

Лечение кровью черной козы. © Александр Гронский

«Заежка» — придорожная гостиница в Акташе. Портье Юля: выбирайте ключи, какие нравятся. © Александр Кузнецов

© Александр Кузнецов

В Чуйской степи. © Александр Кузнецов.

Поминовение. © Александр Кузнецов

Перевал Чекет-Аман. На месте километрового столба 666 — пропуск, суеверны водители. После 665го шел сразу 667й. © Александр Кузнецов

© Александр Гронский

0 Comments

  1. Ответить
    дедКоля.ru 04.12.2010

    Хорошая подборка фото. Очень хорош текст Ирины Октябрьской.

  2. Ответить
    Зуев Павел 10.01.2011

    Фото хорошие, но по моему серию можно немного сократить… а может и нет. Текст в точку, согласен.

  3. Ответить
    Кламм Валерий 11.01.2011

    любую серию можно немножко сократить)
    зачем?
    это в сжатых пространствах печатных носителей имеет смысл сжиматься.
    или в условиях диктата правил (конкурс и проч)….
    а тут в постах формат скорее "веб-выставки", чем истории для WorldPressPhoto, где не может быть более чем 12 кадров…

  4. Ответить
    герасим 30.01.2011

    Как много жизни!

Добавить комментарий для Зуев Павел Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован.