Когда из мешков и сумок в полумраке старенького сельского клуба стали появляться костюмы Айсулу и белый войлок заклубился по сцене, возникло предчувствие красоты. Ярким нарядам было тесно в маленьком зале — захотелось вынести их на свет, на камни и зеленую траву. Почувствовав солнце, войлок засветился, задышал.
Село Йодро, Онгудайский район, Республика Алтай, 2012.
Фото © Валерий Кламм.
Текст © Ирина Октябрьская, Елена Павлова
Похожие на птиц костюмы расправили складки и стали частью пространства, где соединились небо и горы.
И вокруг праздничной коллекции закружилось село Йодро. Папа, мама, брат, сын, племянники, подружка Тоня стали участниками дефиле Айсулу на склоне за селом. Проносившиеся по тракту машины тормозили, когда фантастические наряды из войлока проплывали через дорогу и удалялись вдоль узкой улочки старого села.
Их автор лишь три года назад освоила техники валяния; первую коллекцию создала на кухне и в сенях родительского дома. Это и сейчас основное место ее работы. Айсулу в декретном отпуске. На курсы художников-прикладников попала, как многие, в надежде преодолеть безденежье, обрушившиеся на село вместе с безработицей. Но для нее тепло шести под руками стало откровением. Власть над материалом, послушно меняющим форму, позволила почувствовать вкус сотворения вещей и собственной жизни. И один за другой стали рождаться костюм батыра, свадебный чегедек, ковры…
Войлок и сейчас расстелен по кухне. Он похож на летнюю поляну в долине за Йодро, хотя скопирован с древнего ковра. Желтые, синие, красные пряди ложатся на белое поле. И рождается узор. Этому трудно помешать, в этом трудно остановиться: создание красоты — как создание мира….
***Материал подготовлен при поддержке Института археологии и этнографии СО РАН в рамках проекта РГНФ № 11-21-17002 «Кочевники Центральной и Северной Азии: традиционные общества в условиях модернизации»
Айсулу, какая вы молодец. Очень понравились ваши работы. Вашей матушке спасибо за дочку.